Входит ли Россия в Евросоюз: условия вступления в ЕС

Входит ли Россия в состав ЕС

Россия не является членом Европейского союза и даже не подавала заявку на вступление в него. Хотя в 2010 году тогдашний премьер-министр России Владимир Путин выразил надежду на то, что когда-нибудь это произойдет. Во всяком случае, валюта ЕС является хорошим резервным средством расчета, альтернативным доллару.

Что такое Евросоюз

История Союза началась в 1951 г., когда было заключено Парижское соглашение о совместном производстве угля и стали между шестью государствами Европы. Это были первые шаги на пути к объединению. В дальнейшем его история развивалась только по восходящей линии:

  • 1957 г. — создано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).
  • 1973 г. — к Союзу присоединяется еще три государства, в итоге их становится девять.
  • 1978 г. — создание единой валюты, которая начнет широко применяться только в 2002 г.
  • 1992 г. — заключение Маастрихтского договора, который и стал основой для образования Евросоюза.

За все это время Союз постоянно расширялся за счет вступления в него новых членов. На сегодняшний момент в его рядах — 28 европейских государств, которые придерживаются правил, принятых в Евросоюзе. Европарламент имеет в своем составе представителей от всех стран — членов Союза.

Используется единая валюта евро, котирующаяся на финансовых рынках довольно высоко. Она является реальным конкурентом доллару и на рынке очень активно скупается заинтересованными лицами.

Сегодня Евросоюз — это 500 млн жителей (даже не 1 % от населения планеты), но здесь сосредоточено 23 % экономики всей планеты Земля.

Условия вступления

Вопрос о том, входит ли Россия в ЕС, не имеет практического смысла, так как это вхождение невозможно по главному правилу пребывания в Союзе — географическому. Большая часть России находится в Азии, а не в Европе. Хотя, основные экономически развитые субъекты РФ находятся в европейской части.

Потенциальным кандидатам предлагаются следующие условия вступления в 2020 году:

  • Высокий уровень защиты прав человека.
  • Демократическое правление, основанное на принципе равного участия всех граждан государства в демократическом процессе.
  • Конкурентоспособная и ориентированная на рынок экономика.

Наконец, политика государства должна соответствовать целям и установкам Евросоюза и не расходиться с ними. Ведь смысл этого политического образования и заключается в том, чтобы иметь единый взгляд на политические, финансовые и экономические вопросы.

Почему Россия не будет членом ЕС

Если еще в начале XXI века высказывались какие-то предположения о вхождении России в Европейский союз, то в настоящее время они совершенно не обоснованы. Потому что ни по целям экономическим, ни по политическим мотивам нет у страны заинтересованности стать частью ЕС. Если предположить, что такое вступление случится, то какие выгоды получит российская сторона?

  1. Безвизовый режим со странами Европы (Какие безвизовые страны для россиян в 2020 году можно узнать пройдя по этой ссылке).
  2. Свободный доступ к здравоохранению и образованию высокого уровня (Про уровень жизни в Европе можно прочитать по этой ссылке).
  3. Широкую возможность для получения хорошей работы в любой европейской стране (Как найти работу в Европе можно посмотреть пройдя по данной ссылке).

Но все эти выгоды перекрываются теми отрицательными моментами, которые неминуемо последуют после вступления в ЕС:

  1. Повысится уровень безработицы (Статью про уровень безработицы в России в 2018-2019 годах можно почитать пройдя по данной ссылке).
  2. Закроются многие предприятия, а некоторые отрасли промышленности просто исчезнут (например, отечественный автопром).
  3. Зависимость от европейской валюты превратит Россию в энергетический придаток Евросоюза.

И в целом такое слияние с Европой лишит Российскую Федерацию части суверенитета, так как все свои внешнеполитические действия необходимо будет согласовывать с Европарламентом и следовать курсу той политики, которой придерживается Евросоюз. Россия не может в угоду европейским интересам поступиться собственными.

Немаловажно также и то, что некоторые европейские ценности идут в совершенном противоречии с традиционными взглядами большинства россиян.

Внешние торговые отношения России

Но все же определенные шаги на сближение между Россией и Европой делаются:

  • 1994 г. Заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Европа поставляет в Россию высокотехнологическое оборудование и автомобили, а Россия энергоресурсы.
  • 2002 г. Владимир Путин предложил ввести безвизовый режим для Калининградской области, но европейцы пока оставили этот вопрос на будущее рассмотрение.

Помимо этого, у России давние и хорошие торговые, экономические связи с некоторыми странами Евросоюза, такими как Чехия, Италия, Германия. Для России выгодна не интеграция в Европу, а взаимное сотрудничество в разных сферах.

Пока в состав ЕС входит 28 стран, но на этом европейские политики останавливаться не собираются. На стадии рассмотрения заявок находятся Сербия, Македония, Черногория, Албания и Турция. Последняя страна подала заявку еще в 1987 г., но до сих пор европейцы отказываются принять Турцию в Союз.

В перспективе рассматривается возможность интеграции Украины и Грузии. Во всяком случае эти страны выказывают желание стать частью объединенной Европы.

У процессов интеграции есть свои положительные и отрицательные моменты. К отрицательным надо отнести тот факт, что страны, ставшие частью Союза, утрачивают часть своей независимости, вынуждены обрести общие стандарты во всех сферах жизни. И должны быть всегда готовы принять решения, даже если те противоречат национальным интересам.

Евросоюз: состав, порядок вступления

Состав Европейского Союза – это объединение, которое создавалось очень продолжительное время. За много лет, пролетевших с даты образования Европейских объединений, список стран, вошедших в него, приумножился в 4,5 раза, и можно с уверенностью сказать, что это далеко не предел.

Первоисходными членами являлись 6 стран Западной Европы:

  • Бельгия;
  • Италия;
  • Люксембург;
  • Нидерланды;
  • Федеративная Республика Германия;
  • Франция.

В данном составе три Европейских объединения существовали в 1950-е и 1960-е годы XX столетия.

Великобритания, Дания и Ирландия присоединились к данному союзу в 1973 году, что и стало первым расширением Европейского сообщества.

Далее количество стран, вступивших в него, только росло:

  • в 1981 г. вступила Греция;
  • в 1986 г. – Испания и Португалия.

Таким образом, состав государств – членов Сообществ увеличился с девяти до двенадцати.

1 ноября 1993 г вступило в действия Соглашение о Евросоюзе, подписанное этими 12-ю странами в 1992 году.

Начиная с данного момента остальные государства входили уже непосредственно в Евросоюз по условиям, прописанным в ДЕС.

Первый раз данная процедура была применена в 1995 году, в то время членами Союза и Сообществ являлись:

Таким образом, в начале XXI века состав государств Евросоюза достигло 15 участников.

Глобальное увеличения численности восточных стран входящих в ЕС произошло в 2004 году.

01.05.2004 года присоединились к Евросоюзу одновременно 10 государств:

  • республики бывшего Советского Союза – Латвия, Литва, Эстония;
  • страны из бывшего социалистического лагеря – Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения;
  • островные государства в Средиземном море – Кипр и Мальта.

Болгария и Румыния добавились в состав ЕС в 2005 году, когда было подписано соглашение о присоединении этих двух восточноевропейских стран, вступившее в силу 01.01.2007 г. С этого года число государств – членов ЕС достигло 27 штук.

Однако, это не последнее расширение состава ЕС. В данное время еще некоторые государства формально являются кандидатами и планируют провести переговоры о своем присоединению к Союзу.

В 2011 г. странами – кандидатами объявлены:

Потенциальные кандидаты

В существующей законодательной базе часто употребляется понятие «потенциальные» кандидаты, обозначающее государства, в направлении которых ЕС на политическом уровне объявил о решении принять их в неизвестный промежуток времени в свой состав.

Для получения категории стран-кандидатов им будет необходимо реализовать важные экономические и политические реформы, после которых им можно будет приступить к основным переговорам по поводу вступление в ЕС. К такой группе ближе к концу 2011 г. относились страны Балканского полуострова:

В разное время многие государства проявляли желание стать членами ЕС, такие, как Украина, Молдова, Грузия.

Нельзя сказать, что Россия имеет цель стать членом европейского союза, скорее она желает создать с ЕС «общие пространства» в различных сферах социальной жизни, что подразумевает провести слияние права ЕС с законодательством России.

В основных документах ЕС прописаны два аспекта первоочередных условий для присоединения стран к Евросоюзу (ст. 49 ДЕС):

  • во-первых, страна должна быть европейской, но не только с точки зрения местоположения на карте, но и с учетом государственных и правовых традиций;
  • во-вторых, страна, имеющая желание вступить в ЕС, обязано должна почитать ценности, на которых базируется Европейский Союз, а также пообещать воплощать их в жизнь. К такому рода ценностям относятся: уважение достоинства человека, свободы, демократии, равенства правового государства и соблюдения прав гражданина.

Критерии соответствия

К странам-кандидатам, помимо основных условий, предъявляются и другие требования, так называемые «критерии соответствия» (ст.49 ДЕС), прописанные высшим институтом политической координации ЕС – Европейским советом, состоящим из председателей всех членов Евросоюза.

Поскольку эти критерии были приняты на совещании ЕС в Копенгагене 22.06.93г., то и название они получили соответствующее «Копенгагенские критерии».

Жизнеспособность рыночной экономики, умеющей продуктивно реализовываться в рамках единого политического пространства, выступает в качестве экономического условия данного критерия.

Также необходимо, чтобы в стране-кандидате присутствовало продуктивное руководство и неизменное материальное положение. Конкретных численных рамок для данных обязательств не прописано.

Однако, страна, даже отвечающая требованиям в ст.49 ДЕС, не сможет вступить в ЕС, в случае слабого экономического положения.

Существует определенный фонд, подпитываемый бюджетом Евросоюза, называемый «Инструмент помощи в подготовке к присоединению». Он создан для улучшения финансового положения потенциально возможных новых членов ЕС.

Постоянность государственных и социальных институтов, гарантирующих демократию, верховенство права, права человека, почитание и охрану меньшинств относятся к политическим и правовым условиям «Копенгагенских критериев».

Важную роль играет условие подстроить законодательную базу страны-кандидата к праву ЕС, сделав это еще до даты вступления. Это требование фактически означает обязательность проведение реформы многочисленных структур внутреннего права и законодательной базы стран-кандидатов, на что требуется очень длительный срок.

Таким образом, становится понятно, что вступление в Евросоюз – это очень долгий и многоэтапный процесс, к которому необходима сложная подготовка со стороны страны-кандидата.

Читайте также:  Как получить гражданство США гражданину России - условия

Сам Евросоюз выставляет к самому себе требование о способности к продуктивному интегрированию в свой состав различных стран.

Это требование было озвучено 14.12.2006г. И 15.12.2006г. на совещании Европейского совета, по итогам которого были выявлены следующие пробелы в ЕС:

  • возможность попадания на площадь участников ЕС беженцев или криминальных структур;
  • отсутствие в финансовом фонде ЕС и стран-членов достаточного количества денег на поддержание экономической стороны стран-кандидатов или возможных кандидатов.

Порядок вступления новых государств в ЕС

Процедура вступления новых стран в Евросоюз прописана в статье 49 ЛЕС.

Подача потенциальной страной заявления в Совет Европейского Союза (или просто Совет) с просьбой принять его в члены ЕС является первым этапом.

Совет – это институт Евросоюза, который состоит из глав стран-членов на высшем министерском уровне.

До вынесения решения Совет обязан проконсультироваться с Европейской комиссией – основным исполнительным институтом ЕС, и заречься поддержкой Европейского парламента.

Но самым продолжительным этапом перед окончательным решением о вступлении в ЕС считается переговоры страны-кандидата с Комиссией. На них заранее обсуждаются конкретные требования и временное ограничение по вступлению страны в Евросоюз, а также контролируется соблюдение страны-кандидата условий необходимых для вступления в данную организацию.

Соглашение о присоединении новой страны – это своего рода источник права, служащий базой для реализации вступление в ЕС.

Оно подписывается двумя сторонами, с одной – это участники ЕС, выступающие как единое целое, а с другой – государство-кандидат.

Например, последний договор о вступлении в Евросоюз подписывался в 2005 году, участниками которого стали:

  • с одной стороны, 25 членов Евросоюза;
  • с другой – Болгария и Румыния.

Такое соглашение включает в себя разнообразные промежуточные пункты, необходимые для медленного привыканию новых стран, вступивших в Евросоюз, к экономическим и остальным реалиям ЕС.

Важным моментом является то, что вновь присоединившиеся к ЕС страны оставляют в пользовании свою денежную единицу. Переход на евро возможен только через 2 года с момента присоединения, для чего необходимо обязательное соблюдение множеств требований экономического характера, именуемыми «критериями сближения».

Для того, чтобы договор приобрел силу, он должен пройти обязательный процесс ратификации действующими членами ЕС, т.е. получить одобрение каждой из входящих в Евросоюз стран. Но самым основным требованием было и остается согласие Европейского парламента.

Лиссабонский договор в 2007 г. закрепил право за государствами не только о вступлении в ЕС, но и возможности беспрепятственного отделения от Евросоюза (сецессии).

Выход государств из Евросоюза

Процесс отделения от ЕС состоит из 3 этапов и прописан в ст. 50 ДЕС:

  • сперва государство-член, имеющее желание покинуть ЕС, высказывает свое решение на счет, собственно, самого выхода из членства ЕС;
  • затем, это государство оповещает о таковом решении высший институт политической координации ЕС – Европейский совет;
  • с данным государством проводится длительная беседа.

Соглашение о выходе – это официальная бумага, необходимая для оформления отделения страны-участника от Евросоюза. Оно подписывается Советом Европейского Союза после положительного заключения Европейского парламента.

В данном договоре обязательным пунктом является договоренность насчет дальнейших отношений с ЕС, а также прописывается четкая дата начала существования государства не в рамках ЕС.

В том случае, если договор подписать не получилось, то отделение совершится только спустя 2 года после оповещения страной о своем намерении покинуть ЕС. Однако, данная страна имеет право вновь вступить в Евросоюз, если пройдет все этапы заново.

На протяжении всего действия ЕС был зафиксирован единичный случай сецессии.

Но покинуло ЕС даже не государство, а отдельная часть одного из членов-остров Гренландия, в связи с получением свободы в составе Королевства Дании. Он отделился от состава ЕС 01.02.1985г. после единогласного решения всех остальных стран-участников Евросоюза о переводе его в статус «заморских стран и территорий».

Стоит отметить, что ни одно из 27 государств, входящих в состав Евросоюза, не планирует выйти из него в ближайшее время. А вот вступление в его ряды ряда республик бывшего СССР и Турции, наоборот, приобретает всё большую актуальность.

Даже при всем своем продолжительном и многоэтапном вступлении в ЕС, по предварительным расчетам, в скором времени число стран, входящих в ЕС, возрастет до 30 государств. В качестве первых кандидатов на присоединение является страны Балканского полуострова, за счет которых соответственно увеличится площадь, находящаяся под действием норм в рамках правовой системы Евросоюза.

Какие страны не входят в состав Евросоюза?

Евросоюз — это еще не вся Европа. Чтобы подробно ответить на вопрос, какие страны входят в состав этого объединения, а какие нет, рассмотрим ЕС как союз объединенных европейских стран для упрощения торговых, политических, финансовых и иных отношений.

Мир идет к глобализации, и подобные объединения никак лучше это подтверждают. Чего больше у этого процесса — плюсов или минусов, пока никто однозначно ответить не может, ведь против налаживания связей и упрощения торговли между членами объединениям стоит почти полное уничтожение культурного разнообразия стран. Тем не менее, попробуем оценить Европейский союз беспристрастно, со всех точек зрения.

Валюта внутри Евросоюза

Для достижения полного экономического согласования внутри ЕС была создана единая валюта — евро . На данный момент она находится на первом месте в мире по количеству напечатанных купюр и отчеканенных монет.

Евро — официальная валюта всех стран Евросоюза

Страны ЕС

Евросоюз ведет множество вопросов, среди которых и те, что относятся к контролю общего рынка, таможенного союза, сельскохозяйственной политики и прочего.

В данный момент в состав ЕС входят 28 государств Европы, их делят не только по территориальному расположению, но и по дате их становления членами ЕС.

Градация стран по годам вступления в ЕС

  • 1957 г. — Бельгия, Люксембург, Германия, Нидерланды, Италия и Франция;
  • 1973 г. — Ирландия, Дания и Великобритания (последняя в настоящее время готовится к выходу их ЕС);
  • 1981 г. — Греция;
  • 1986 г. — Испания и Португалия;
  • 1995 г. — Австрия, Швеция и Финляндия;
  • 2004 г. — Венгрия, Литва, Латвия, Кипр, Мальта, Словакия, Польша, Словения, Чехия и Эстония;
  • Болгария и Румыния;
  • 2013 г. — Хорватия.

Флаги стран, входящих в Евросоюз

Претенденты на членство в Союзе, заявленные на вступление в Евросоюз — это Турция , Сербия , Черногория , Македония и Исландия . По оценкам аналитиков, первой из них в ЕС войдет Турция. Ожидается, что подписание необходимых документов, соглашений и свершение прочих официальных процедур будут завершены к 2025 году.

Большинство из перечисленных ниже государств, не входящих в состав объединения, когда-либо выражали желание на присоединение к нему.

Какие страны не входят в ЕС

Лихтенштейн , Монако и Швейцария , находящиеся на территории Западной Европы, вопреки распространенному мнению, не являются членами ЕС, и никогда не включались в его состав.

Государства, вся территория или часть которых лежит в Восточной Европе ( Россия , Беларусь , Молдавия и Украина ) также не входят в Евросоюз.

Норвегия не входит в состав в Евросоюза

Южноевропейские страны, не вступившие в ЕС, в основном являются карликовыми — Босния и Герцеговина , Андорра , Ватикан (целиком лежащий внутри Рима) и Сан-Марино . К более крупным самостоятельным странам этого региона относятся Албания и Македония , которые из-за внутренних территориальных спорах не могут стать полноправными членами Европейского Союза.

Косово на данный момент, хоть и является отдельным государством, но не может претендовать на вступление в Евросоюз из-за того, что не все страны содружества признают его независимость от Сербии. Такая же ситуация с Приднестровьем — факт его выхода из состава Молдавии до сих пор является спорным вопросом.

Вышеназванные «карликовые» государства Андорра , Монако , Сан-Марино и Ватикан — все же поддерживают договорные отношения со странами ЕС, частично кооперируются с ними. Кроме того, на территории стран главной валютой признан евро.

Интересные факты о ЕС

Обсуждение Евросоюза является едва ли не главной темой для обсуждения в высших кругах общества. Ниже рассмотрим подборку общедоступных и малоизвестных, а иногда и неожиданных фактов о Европейском Союзе:

Не все жители Латвии хотели вступать в Евросоюз

Через несколько десятилетий в Евросоюзе будет около 20% мусульман

Еще несколько сведений о Евросоюзе

Управление ЕС

Высшим управленческим органом Европейского Союза ныне является Европейский совет. Он определяет важнейшие цели и задачи для Евросоюза и контролирует внутриполитические отношения. Формат правления выглядит как совещание на высшем уровне глав всех стран. Председателем является президент (либо премьер-министр — в зависимости от государственного устава) страны, главенствующей в данный момент ЕС. Руководящая страна определяется на шесть месяцев.

Ниже представлено видео, в котором кратко, но емко описана система управления ЕС и градация исполнительных, законодательных и судебных органов:

Наверняка, Евросоюз не обсуждал только ленивый. Мнения по поводу ЕС разделяются, многие выступают “за”, но некоторые являются противниками такого альянса.

Войдет ли Россия в Европейский Союз, и отменят ли для россиян визы в Европу?

Войдет ли Россия в Европейский Союз, и отменят ли для россиян визы в Европу?

Сотрудники посольства не скрывали, что главная цель семинара – поближе познакомить региональных журналистов, а через них жителей регионов с тем, что же такое Европейский Союз. Приходится признать, что для многих россиян это довольно расплывчатое понятие.

Европейский Союз (ЕС) сегодня – это 27 стран Европы, добровольно объединившихся, передавших часть полномочий общим органам власти и установивших единые правила в области экономики, торговли, социальной политики, охраны окружающей среды и других сферах. Все важнейшие решения в Европейском Союзе принимает Совет ЕС, куда входят министры стран-участников ЕС. Свои законодательные полномочия Совет ЕС делит с Европейским парламентом. Решения их выполняют все страны, в том числе те, представители которых голосовали против. Исполнительный орган Европейского Союза – Европейская Комиссия.

При этом ЕС – это не государство и не конфедерация, а уникальная структура, которая не имеет аналогов.

Одним из важнейших достижений ЕС является единый внутренний рынок, который обеспечивает свободное перемещение людей, товаров, услуг и капиталов. Граждане ЕС могут свободно жить, работать, учиться, получать социальные пособия в любой стране Союза. (Не правда ли, звучит до боли знакомо: «Союз», но теперь это не про нас, а про европейцев.)

Читайте также:  Вид на жительство и гражданство Черногории для россиян: какие есть способы получить ВНЖ

В 13 странах ЕС с 2002 года в обращении находится единая европейская валюта – евро. Еще 11 государств планируют войти в зону евро. Великобритания, Дания и Швеция пока намерены сохранить у себя национальные валюты.

Из истории вопроса

Главной движущей силой для создания Европейского Союза стало желание европейских стран преодолеть последствия Второй мировой войны, которая привела страны Европы к разрозненности и утере лидирующего положения в мире. Начало объединению Европы положило создание в 1952 году шестью государствами – Бельгией, Германией, Италией, Люксембургом, Нидерландами и Францией – Европейского объединения угля и стали. По словам Ольги Буториной, советника ректора МГИМО, вкратце напомнившей историю создания ЕС, этот договор делал невозможным производство военной техники в одной из стран Европы, таким образом европейские государства отказывались от военного пути развития. Пять лет спустя в Риме представителями этих стран был подписан договор о создании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС), создавший общее экономическое поле для дальнейшей интеграции. Была сформирована общеевропейская сельскохозяйственная политика, позволившая Европе добиться самообеспечения зерном. Следующим шагом стал таможенный союз, вводивший свободное движение товаров. В 1973 году в ЕЭС вступили Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 году присоединилась Греция, в 1986 – Испания и Португалия. В 1991 году Маастрихтским договором было провозглашено создание Европейского Союза.

В 1995 году к ЕС присоединились Австрия, Финляндия и Швеция. Самое масштабное пополнение в ЕС произошло в 2004 году, когда в его состав вошли сразу десять стран Центральной и Восточной Европы. В 2007 году число стран-участников Европейского Союза достигло 27.

Главной опорой ЕС по-прежнему является экономическая интеграция. Но со времени создания Европейского Союза его деятельность вышла за рамки чисто экономических вопросов. Страны ЕС по многим вопросам проводят общую европейскую политику, тесно сотрудничают в области внутренних дел и юстиции.

Отношения ЕС и России

В 1997 году Россия и Европейский Союз заключили договор о партнерстве, в основном касающийся торговли и экономического сотрудничества. Как пример того, насколько тесны эти экономические связи, глава политического отдела Представительства Европейской комиссии в России Танели Лахти привел такой факт: торговый оборот ЕС и России в 20 раз превышает оборот между Россией и США. Правда, в этих отношениях есть определенный дисбаланс: из Европы в Россию идут промышленные и сельхозтовары, а из России в Европу – сырье, в частности, энергетические ресурсы, на долю которых приходится 65 процентов экспорта.

Несмотря на такие тесные экономические связи, политики с обеих сторон в последнее время заговорили о кризисе во взаимоотношениях. Посол Европейской Комиссии в России Марко Франко на семинаре в Москве говорил об этих проблемах дипломатично уклончиво: «Существуют расхождения между политическими и экономическими взглядами ЕС и России». Вдаваться в подробности не стал.

Начальник отдела департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ Дмитрий Полянский был более откровенен:

– Проблема в том, что Евросоюз до сих пор не может окончательно определить свою политику в отношении к России. Евросоюз с трудом мирится с ситуацией, что в ближайшем окружении существует страна, не ставящая задачу вступления в Союз. Все другие государства, с которыми соседствует ЕС, либо хотят стать членами ЕС, либо готовы к тесной координации с ним своей внешней и экономической политики, но мы не такие. У нас совершенно другие задачи. Россия, как евроазиатская страна, имеет приоритеты как на Западе, так и на Востоке. Став членом Евросоюза и выполняя все требования, которые накладывает членство в ЕС, мы будем лишены экономической самостоятельности в отношениях, например с Китаем. У нас, как у самостоятельной в политическом плане страны, неизбежно возникнут конфликты интересов со многими членами Евросоюза. Это не в интересах ни России, ни ЕС. Кроме того, вступление в ЕС может породить множество внутренних проблем. России придется поставить крест на ядерной энергетике, поскольку в Европе атомные станции запрещены. Мы не сможем эксплуатировать многие самолеты из-за несоответствия по шуму. Есть вообще абсурдные вещи: нам придется переделывать всю железнодорожную колею из-за ее несоответствия европейской.

ЕС, судя по всему, тоже не жаждет принять Россию в члены Евросоюза – наша страна слишком гигантская для масштабов Европы.

Мнение Европейской Комиссии выразил глава отдела прессы и информации представительства Еврокомиссии в России Денис Даниилидис:

– Я могу дать стандартный ответ на вопрос, хочет ли ЕС видеть среди своих членов Россию. Во-первых, заявки от России на вступление в Евросоюз нет. Поэтому это гипотетический вопрос. Для оценки заявок существуют определенные условия: во-первых, это должна быть европейская страна, во-вторых, эта страна должна быть демократической, в-третьих, уровень ее экономического развития должен позволять вступить в ЕС, наконец, ее вступление в ЕС не должно создавать слишком много проблем для ЕС. Последний пункт важен по отношению к России. Полное вступление России в Евросоюз исключено. Существует другой вариант – тот, что мы имеем во взаимоотношении ЕС с Швейцарией и Норвегией. Они не являются членами ЕС и не принимают участия в принятии решений, но все экономические решения ЕС автоматически выполняют. Для России этот вариант невозможен, Россия – большая страна, и она не захочет выполнять решения, принятые без ее участия. Есть третий вариант – политика соседства, которую мы предлагаем странам Северной Африки, Украине, Молдавии, Грузии, Ближнего Востока. Россия отказывается от этого варианта взаимоотношений. Основная проблема – это то, что мы не нашли подход, как будут развиваться наши отношения через 10, 20, 30 лет. Мы ищем варианты.

Д. Полянский довольно ясно дал понять журналистам, чего Россия ждет от Евросоюза:
– Политика соседства для нас исключена, хотя бы потому, что она подразумевает неравноправные визовые взаимоотношения.

Как пример он привел Украину. Евросоюз предположил выдачу многократных виз украинцам, в то время как для жителей ЕС в эту страну предлагается установить безвизовый режим.

По мнению Д. Полянского, Россия ждет другого варианта взаимоотношений:

– Максимально тесное сближение без вступления в структуры ЕС. Нам нужно перейти на новый уровень отношений – возможно, создать совместную структуру для принятия решений, в которой у России был бы голос наравне с Евросоюзом. Мы не можем мириться с ситуацией неравноправия, объясняемой тем, что в Евросоюзе 27 членов, а Россия в единственном числе. Но альтернативы нет, на каком-то этапе мы к этому придем.

Любопытно, что такое самоуверенное заявление представители ЕС отвергать не стали. Танели Лахти позже заметил:

– Мы, скорее, создадим организацию для принятия совместных решений с Россией, чем с США.

Интересно было послушать мнение дипломатов с обеих сторон и по поводу возможности отмены визового режима между ЕС и Россией.

– Мы к этой цели идем, – считает Д. Полянский. – Как только россияне смогут иметь возможность спокойно купить билет на выходные в Париж и не стоять при этом в очереди за визой, я думаю, для них в значительной степени потеряет актуальность вопрос, будет Россия членом Евросоюза или нет.

Представители ЕС в дискуссиях, по словам Полянского, приводят три основных аргумента, почему безвизовый режим сейчас невозможен: первое – массовая эмиграция из России, второе – приток организованной преступности в Европу, третье – недостаточная обустроенность наших южных границ.

Д. Даниилидис отвергать идею безвизового режима не стал:

– Безвизовый режим возможен. Европейский Союз имеет безвизовый режим с Австралией и Канадой, хотя у нас нет такого взаимодействия с этими странами, как с Россией.
В общем, все дело времени. Какого именно, сегодня, наверное, сказать никто не может.

Мифическое членство. Может ли Россия вступить в Евросоюз?

В беседе с журналистами «Коммерсанта» президент Чехии Милош Земан заявил, что в ближайшие десятилетия России может стать членом ЕС. Насколько реалистичен такой сценарий развития событий и заинтересована ли в нём Москва? На эти и другие вопросы АиФ.ru ответил политический консультант Анатолий Вассерман.

Наталья Кожина, АиФ.ru: Анатолий Александрович, президент Чехии не исключает, что Россия может стать членом ЕС через 20 лет. Как думаете, возможно ли такое развитие событий?

Анатолий Вассерман: Я не думаю, что Россия когда-нибудь станет членом ЕС, по очень простой причине: Евросоюз — дико забюрократизированная организация. Значительную часть решений (намного большую, чем в РФ) там принимают люди, никак не связанные с теми делами, по которым принимаются эти решения. Российской Федерации нет смысла становиться под начало такой бюрократии, но вот партнёрство с Европейским Союзом, несомненно, выгодно.

— А кому оно более выгодноЕС или России?

— Европейскому Союзу оно гораздо выгоднее, чем нам. Причина тут простая. В мире не так уж много рынков, где продукцию, созданную европейцами для себя, можно продать без каких бы то ни было доработок и изменений. Например, в Rolls-Royce, предназначенном для продажи арабским нефтешейхам, кондиционер должен быть в несколько раз мощнее, чем в таком же автомобиле, сделанном для продажи не то, что в Англии, но даже во Франции. А в России такого кондиционера вполне хватит. Крупнейший рынок, потребляющий европейскую продукцию в том виде, в каком она годится для самих же европейцев, — это рынок США. Но второй по величине — рынок Российской Федерации. Важно отметить, что рынок Штатов уже в значительной мере насыщен, т. е., грубо говоря, американцы покупают в Европе столько, сколько могут, и в обозримом будущем заметно не нарастят объёмы покупок, скорее, наоборот, могут их сократить. Тогда как рынок РФ для европейских товаров растёт и будет продолжать расти ещё не одно десятилетие, поэтому европейцам, несомненно, выгодно с нами сотрудничать.

Читайте также:  Статус беженца в РФ: как получить, зачем, и что он дает

— Полагаю, что и Россия может продавать ЕС не только энергоресурсы?

— Да, на самом деле в советское время очень многие наши промышленные товары были востребованы на европейских рынках. Ничто не помешает нам, кроме нашего собственного экономического блока правительства, вновь занять там многие интересные ниши. Такое сотрудничество вряд ли стоит оформлять как прямое членство Российской Федерации в ЕС, поскольку тогда, как я уже сказал ранее, бюрократические препоны будут гораздо страшнее таможенных барьеров, но есть множество видов сотрудничества, которые на практике почти неотличимы от прямого членства.

— Анатолий Александрович, мы сейчас говорим с вами о возможном членстве России в Евросоюзе, в то время как многие эксперты предрекают распад самой этой организации. Как вы относитесь к таким прогнозам?

— Главная предпосылка разрушения ЕС заключается в том, что так называемая старая Европа довольно активно «глушит» производство в новой Европе. Откуда взялся фантастический госдолг Греции? Он возник потому, что при вступлении Афин в Европейский Союз от них потребовали существенно сократить или даже полностью закрыть производство в тех отраслях, которые конкурировали с аналогичными производствами стран, вступивших в ЕС раньше. Таким образом, грекам пришлось существенно сократить выращивание оливок и производство оливкового масла, поскольку это же производство активно ведётся в Италии (один из основателей Евросоюза) и Испании, вступившей в ЕС задолго до Греции. Кроме того, им пришлось резко сократить своё судостроение и ещё многие высокотехнологичные отрасли, опять же, потому что они конкурировали с аналогичными производствами в ЕС. При этом грекам пообещали субсидировать бюджет страны, чтобы народ, ранее занятый в этих производствах, не помер с голоду. Но оформили это как кредиты с тем, чтобы они были возвращены, когда Греция взамен закрытых отраслей разовьёт какие-то новые. Однако развить их так и не удалось, потому что каждая отрасль, которой греки пытались заняться, уже была представлена в каких-то других европейских странах. Именно такое неравноправие стран, вступивших в Евросоюз раньше и позже, — серьёзный источник внутреннего напряжения. До поры до времени члены ЕС мирились с этими ограничениями, поскольку рассчитывали впоследствии получить аналогичный выигрыш при вступлении в ЕС новых стран. Но дело в том, что Европейскому Союзу сейчас некуда расширяться, те, кто вступили в него последними, утратили шансы когда-нибудь аналогичным образом, как обобрали их самих, обобрать новых членов Евросоюза, поэтому они задают себе вопрос: «В чём наш выигрыш, зачем мы шли на этот шаг?». При сохранении нынешней модели, когда чем старше страна в ЕС, тем легче ей там работать, Евросоюз, действительно, крайне неустойчив.

— Каким вы видите выход из этой ситуации?

— Размещение производств по всему ЕС более или менее равномерно, грубо говоря, превращение Европейского Союза в нечто подобное Советскому Союзу, где производства размещали всюду, где есть рабочие руки.

Спасением ЕС может стать переход от финансовой логики к производственной. Переход от лозунга «Заработать любой ценой!» к лозунгу «Сделать всё, что нужно людям, и убедиться, чтобы каждый мог всё то, что ему нужно, и создать, и приобрести». Только переход к производственной логике обеспечивает устойчивость больших экономических образований. Кстати, СССР распался, когда производственную логику в нём заменили финансовой.

Насколько я могу судить, в ЕС сейчас финансисты сильнее производственников. Это создаёт для него угрозу. По этой же финансовой логике сейчас пытаются втянуть Европейский Союз в структуру, которая первоначально называлась «Трансатлантической зоной свободной торговли», а потом, когда Европа провалила этот проект, его возобновили под названием «Трансатлантический торгово-инвестиционный протокол». Этот самый протокол обеспечивает довольно неплохие возможности европейским торговцам, но всё европейское производство будет в считанные годы либо закрыто, либо перекуплено американцами. Более того, нынешние события на Украине для американцев — всего лишь одно из средств подтолкнуть ЕС к принятию этого протокола. Американцы готовы воевать за него до последнего гражданина Украины. Это пример того, к чему приводит финансовая логика, не сопряжённая с производственной. Буквально через 2 – 3 месяца в ЕС предстоят дебаты вокруг продления антироссийских, а по сути антиЕС-вских санкций и эти дебаты заодно будут на тему: «Вступать ли Евросоюзу в этот протокол?». Очень надеюсь, что производственная логика возобладает.

Входит ли Россия в состав Евросоюза

Российская федерация расположилась в Восточной Европе и Северной Азии. 1/3 территории России находится в европейской части Евразии. На западе Россия граничит со многими европейскими странами: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша. В связи с этим появляется актуальный вопрос: входит ли Россия в Евросоюз? На данный момент Российская Федерация не входит в состав Евросоюза, но ещё в 1994 году было подписано соглашение о сотрудничестве в экономической сфере между Россией и странами ЕС.

Что такое Евросоюз

Европейский союз (Евросоюз, ЕС) — объединение 28 европейских государств, целью которых является развитие и защита интересов друг друга. Внутри государств ведётся независимая политика, а общие вопросы решаются путём переговоров между союзными членами.

В институт ЕС входит Европейский совет, Европейская комиссия, Совет Министров, счётная палата, центральный банк и парламент. Парламент избирается народом каждые пять лет.

Государства ЕС

В настоящее время в Европейский союз входят 28 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония. Изначально в ЕС входило шесть государств: Бельгия, Западная Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды и Франция.

Ни одна страна, за исключением Великобритании, которая сейчас находится в процессе оформления выхода, ещё не выходила из ЕС, хотя договор это предусматривает беспрепятственно. Албания, Македония, Сербия, Турция и Черногория подали заявки на вступление в Евросоюз.

Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария предпочли не присоединяться к союзу, но играют важную роль в его экономике. Карликовые государства Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино участвуют в отношениях со странами Европы через международный договор и используют единую валюту — евро.

При регистрации по ссылке в AirBnB вы получите 2100 рублей на свой аккаунт.

За эти деньги можно снять хорошие аппартаменты на 1 день за границей или в России. Бонус работает только для новых аккаунтов.

Порядок вступления в ЕС

Вступление страны в Евросоюз, в первую очередь, происходит при соблюдении копенгагенских критериев. Они представляют собой выполнение демократических прав и свобод человека, принципов правового государства. В стране должна быть высокоразвитая рыночная экономика и признаваться правила и законы ЕС.

Государство-кандидат подаёт заявку в Еврокомиссию, затем в Европейский совет для рассмотрения. Обе организации должны дать положительное заключение. Соответствие копенгагенским критериям неоднократно проверяется на переговорах со страной-кандидатом.

Выдвигается много условий. Зачастую приходится менять законодательство, которое конфликтует с уже существующим в ЕС. Также заключается договор переходного периода, когда страна готовится войти в Евросоюз. Государство должно быть европейским по географии и принадлежать к европейской цивилизации.

Нет никаких поправок о том, что в союз может вступить государство, расположенное исключительно в Европе. Но примеры Марокко и Израиля, когда принятие в ЕС возможно только исключая «полное членство», говорят об обратном.

Россия и Евросоюз

Россия никогда не ставила своей целью вступление в Евросоюз. Основной задачей для нее является установление взаимовыгодных отношений в экономике, в области обеспечения внешней и внутренней безопасности, а также в сфере науки и образования. Согласно соглашению от 2005 года предусматривалось плодотворное сотрудничество России и Евросоюза.

Совместные мероприятия против терроризма, незаконной миграции, общее решение международных проблем. Сейчас эта идея так и не осуществлена, потому что между РФ и ЕС нету даже зоны свободной торговли. Несмотря на это, около 50% товаров из Европы уходит на российский рынок.

С 2003 года в Россию в большом количестве стали поступать автомобили, техника, товары широкого потребления. Многие страны являются крупнейшими инвесторами в российскую экономику. Россия выступает в роли поставщика энергетических ресурсов. Газпром поставляет около 25% газа в страны Европы, а нефти около 44% от её общего импорта.

Важным событием для России стала бы отмена визового режима. Переговоры по этому вопросу ведутся с 2002 года, тогда ЕС принял заявку к рассмотрению. Некоторые страны были категорически против безвизового режима с Россией. В 2014 году, когда ЕС принял заявление по Украине, переговоры по этому вопросу были приостановлены.

Отношения ЕС и России

Отношение населения России, по поводу присоединения к ЕС, сильно изменилось за последние 15 лет. Если в 2003 году за то чтобы Россия входила в ЕС проголосовало 73% опрошенных, то в 2013 всего лишь 38%. На сегодняшний день число против и за примерно одинаково. По мнению проголосовавших, вступление в ЕС даст России устойчивую экономическую ситуацию, интеграцию в мировое сообщество, улучшение материального состояния, повышение авторитета РФ в мире, снижение уровня преступности и терроризма.

Чешский лидер Милош Земан высказал предположение, что через 20 лет Россия может присоединиться к Евросоюзу. По его мнению экономики этих стран нуждаются друг в друге. России нужные новые технологии, а в Европе нехватка энергоресурсов. При этом Россия полностью отвечает требованиям ЕС, в ней соблюдаются права человека и не наказывается свобода слова.

На данный момент нет никаких предпосылок для улучшения отношений между Евросоюзом и Россией. Страны Евросоюза находятся в постоянном взаимодействии. Перераспределение ресурсов и средств между собой способствует высокому росту экономики. Россия может стать одной из стран в составе ЕС. Но при этом она должна иметь особый статус и некоторую независимость в принятии решений.

Одной из важнейших областей взаимодействия России и Европы является туризм, которая осложняется визовым режимом. Безвизовые отношения между Россией и Евросоюзом, хотя бы в тестовом режиме, могли бы положить начало взаимовыгодным отношениям, положительно влияющим на экономику ЕС и упрощающим въезд на территорию европейских государств.

Ссылка на основную публикацию