Намеренное ухудшение жилищных условий: что это такое по ЖК РФ и какая за это несется ответственность

Намеренное ухудшение жилищных условий: Какие могут быть последствия

Многие люди хотели бы каким-либо образом улучшить свои жилищные условия. Для этого как вариант используется намеренное ухудшение жилищных условий. В этой статье мы разберемся как можно намеренно ухудшить жил условия, последствия ухудшения жил условий, какое есть привлечение к ответственности, может ли быть отказ в предоставлении нового жилья, как производится снятие с очередей на улучшение жилищных условий.

Намеренное ухудшение жилищных условий

«Намеренное ухудшение жилищных условий» — этот термин впервые появился в правовой науке с введением и вступлением в силу нового ЖК РФ в 2005 году, в котором законодатель предусмотрел возможность осуществления гражданами действий, влекущих за собой ухудшение жилищных условий. Делается это нередко с целью дальнейшей постановки на учет в качестве нуждающихся в жилье. Но что можно считать намеренным ухудшением жилищных условий и какая ответственность предусмотрена за подобное деяние? Об этом

Как мы уже сказали выше, о сознательном ухудшении жилищных условий стали говорить только после введения в действие нового ЖК РФ, собственно, тогда же появилось и само понятие намеренного ухудшения жилищных условий. Данное понятие фигурирует в ст. 53 Жилищного кодекса РФ, при этом ни сам кодекс, ни иные законы и подзаконные акты не раскрывают этого понятия. Мало того, непонятно даже, кто и каким образом может квалифицировать действия гражданина как намеренное ухудшение жилищных условий.

Тут на помощь приходит определение Конституционного суда и работа юристов-правоведов, на основании которых можно выделить основные признаки, позволяющие отличить преднамеренное ухудшение жилищных условий от невиновных действий граждан. И главным признаком здесь служит умышленность действий — то есть гражданин на момент их совершения должен отдавать себе отчет в том, что данные действия влекут за собой именно ухудшение жилищных условий и соглашаться на наступление таких последствий.

Как можно намеренно ухудшить жил условия

В результате совершения действий такого рода гражданин может быть признан нуждающимся в улучшении жилья и поставлен на учет.

У гражданина должно быть намерение встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Без этого квалифицировать его деяния как злоупотребление субъективным правом невозможно.

На момент совершения деяния гражданин не должен состоять на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Этот признак также очень важен, т. к. если действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, совершены гражданином, уже стоящим в очереди на получение жилья, они автоматически лишаются признака умышленности действий.

Получается, что намеренным ухудшением жилищных условий можно считать любые умышленные действия, в результате которых гражданин приобретает основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и получения жилья от государства (органов местного самоуправления).

В качестве примера намеренного ухудшения жилищных условий можно привести обмен жилого помещения на другое — меньшей площади или в худшем состоянии, раздел жилой недвижимости или ее продажа. Разумеется, не каждая продажа или обмен влечет ухудшение жилищных условий, но если, например, семья из 3 человек обменивает 2-комнатную благоустроенную квартиру площадью 47 кв. м на 1-комнатную площадью 38 кв. м, чтобы потом встать на учет в качестве нуждающихся, то это является злоупотреблением субъективным правом.

Последствия ухудшения жил условий

Согласно ст. 21 Федерального закона от 12.01.1999 № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» за счет средств федерального бюджета обеспечиваются жильем члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Порядок признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий регламентирован Жилищным кодексом РФ и Законом Курской области от 20.10.2005 № 70-ЗКО «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». В этом вопросе очень важно осознавать суть самих правовых отношений. Естественно, в первую очередь стоит обратить внимание на правовую базу, которая по данным вопросам очень широка и витиевата. Начинать стоит с самих кодексов, включая Уголовный и Гражданский Кодекс, а потом переходить к отраслевым актам, а также постановлениям пленума и доктрине. К сожалению, этого в большинстве случаев недостаточно, так как каждая ситуация индивидуальна.

Стоит понимать сами правоотношения с фактической точки зрения, а также все сопутствующие акты, которые были заключены в рамках данных правоотношений. Так как данные правоотношения очень запутаны, лучше обратиться за юридической помощью. Причем к выбору юриста лучше тоже подойти тщательно, так как нужен именно тот, который либо занимается этими отношениями, либо понимает, как защищать ваши права не только в гражданской, но и уголовной сфере.

В конечном итоге будет возможно добиться реального продвижения по этому делу. Юристы помогут оценить саму ситуацию, насколько вы в ней правы, как из нее выбраться и какие шаги нужно предпринять. Логично, что нужно защищать свои права, но выбранный способ может существенно отличаться один от другого. Возможно удастся решить вопрос в мирном урегулирование, а есть вероятность, что дело дойдет до гражданского суда или вовсе до уголовного дела, против мошенника. В любом случае, необходимо, как минимум компенсировать ущерб и сделать это первоначальной целью.

Согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Например, отчуждение жилья по договору дарения бабушкой внучке.

Привлечение к ответственности

Несмотря на то что намеренное ухудшение жилищных условий расценивается, как недопустимое действие, ответственность за нарушение жилищного законодательства в этом случае в виде суровых санкций не предусмотрена.

Статья 53 ЖК РФ предусматривает лишь то, что граждане, совершившие действия, повлекшие за собой ухудшение жилищных условий, в течение 5 лет будут не вправе вставать на очередь как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Этот срок будет считаться с момента совершения действий. Обычные общественные отношения могут испорчены действиями недоброжелателей. В одном случае это может быть простейшие недопонимание, которое разрешается либо в мирном порядке, либо в судебной плоскости. Такой вопрос ставится в рамках гражданско-правовых, жилищных и административных отношениях и в принципе являются неприятными, но рядовыми ситуациями.

Все намного сложнее, когда один из субъектов правоотношений умышленно искажает эти самые общественные отношения. Здесь также все может разделиться на несколько различных правовых полей, в одном случае это влечет обычную отмену договора, выплату компенсаций и другие гражданско-правовых последствия. В другом случае все обстоит намного сложнее, и в общественные отношениях замешены лица, которые совершают уголовные преступления. Легальные и нелегальные схемы обычно отличаются точной отработкой сценария, таким образом, они, во-первых, являются скрытыми, во-вторых, даже если причиняется ущерб мошенник переносит все в гражданско-правовое поле. Таким образом, привлечь настоящего мошенника к уголовной ответственности зачастую бывает очень сложным занятием. Для этого необходимо раскрыть всю схему его действий, показать реальный ущерб общественным отношениям, факты обмана, злоупотребления доверием, изобличить замешенных лиц и т. д.

Естественно, этим должны заниматься правоохранительные органы, но нельзя не заметить, что для возбуждения дела требуется приложить массу усилий, иначе если в деле не будет найдено ничего криминального, то этот вопрос будет разрешаться в судебном порядке в соответствии с гражданским законодательством.

Отказ в предоставлении нового жилья

Для оценки перспектив судебного спора участникам процесса необходимо учитывать не только содержание норм ЖК РФ, но и современную судебную практику, утверждающую подход в толковании юридических норм при разрешении конкретной категории споров. В настоящее время судебная практика восприняла системное толкование положений жилищного законодательства, изменив свой подход в вопросе оснований и порядка предоставления жилых помещений гражданам, проживающим на основании договора социального найма в домах, признанных непригодными (аварийными) для проживания и подлежащих сносу. Это приводит к отказам в предоставлении нанимателю жилого помещения, обоснованность которых не получила широкой оценки в юридической литературе. Правовые основания разрешения спора о предоставлении жилых помещений социальным нанимателям, проживающим в непригодном жилом помещении, составляют следующие нормы законодательства.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен жилища (ч. 1 ст. 40). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по правилам, установленным ч. 4 ст. 15 ЖК РФ. Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев. В разбираемой области правовых отношениях есть множество подводных камней. Даже сами юристы и лица, работающие в судах и правоохранительных органах, могут запутаться по определенной категории дел. Все начинается с того, что сложно определить саму отрасль правоотношений, дело в том, что одно и то же дело может разбираться как судом, так и правоохранительными органами.

Отделить одно от другого бывает очень сложно, так как мошенничество так или иначе затрагивает гражданские отношения и необходимо разбираться в этом вопросе. Поэтому важно проанализировать ситуацию с фактической точки зрения, а потом также обратиться к правовым актам, в первую очередь таковым будет Гражданский Кодекс в том пункте, где регламентируется сделка. Кроме того, могут потребоваться и другие отраслевые акты, например, ФЗ «О защите прав потребителей», которые регулирует отдельные виды гражданских отношениях.

Кроме того, конечно же, стоит изучить состав мошенничества или его вида, просмотреть литературу по этому вопросу, комментарии и желательно знать общую часть, чтобы понимать, о чем идет речь. В конечном итоге, даже так иногда бывает сложно отделить одного от другого, так как, казалось бы, обман был, но его можно спокойно сбросить на недоброжелательное заключение договора. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежатподлежит сносу. Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 86, 87 ЖК РФ, если дом, в котором расположено жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу или жилоепомещение признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее требованиям, установленным ч. 1 ст. 89 ЖК РФ, то есть должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Важно! По всем вопросам по намеренному ухудшению жилищных условий, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.

Юристы по вопросам жилья, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

Неумышленное, но «намеренное» ухудшение жилищных условий

Многие из нас со временем начинают задумываться об улучшении своих жилищных условий – в связи с расширением семьи, переездом в другой город или просто с возникновением желания пожить в более просторной и благоустроенной квартире со своими родными и близкими.

И часто делают это не без помощи государства, которое во многих случаях может предоставить как само жилое помещение, так и субсидию на его приобретение. Но порой не все до конца понимают понятие намеренного ухудшения жилищных условий, и недооценивают его последствия. В итоге, в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, государственные и муниципальные органы отвечают отказом, а вы получаете право быть принятым на учет не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Всегда ли намеренное ухудшение жилищных условий действительно является «намеренным»?

Супруги Р., действующие также в интересах несовершеннолетнего сына, обратились в управу района Южное Тушино СЗАО г. Москвы с заявлением о признании нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. Распоряжением управы района в удовлетворении заявления им было отказано на основании статьи 10 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения” ссылаясь на то, что за последние пять лет, предшествовавшие подаче заявления, супруг совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий. Истцы полагают, что отказ в признании их нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ является незаконным, поскольку супругом Р. ухудшения жилищных условий в данном случае не допущено. Решением Тушинского районного суда г. Москвы в удовлетворении заявленных требований отказано. Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда решение районного суда оставлено без изменения. В надзорной жалобе супругом Р. ставился вопрос о ее передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и отмене вынесенных по делу судебных постановлений.

Читайте также:  Программа "Жилище": условия и порядок оформления участия в программе

Как установлено судом и следует из материалов дела, супруга Р. зарегистрирована и проживает в трехкомнатной приватизированной квартире площадью 56,1 кв. метров, жилой площадью 39,6 кв. метров в качестве члена семьи собственников жилого помещения: её отца и матери. В квартире также зарегистрирована и проживает дочь собственников жилого помещения – сестра Р.

Супруг Р. проживал в двухкомнатной приватизированной квартире площадью 51,6 кв. метров, жилой площадью 30,1 кв. метров, в которой также проживают его отец и брат.

Впоследствии между супругами Р. был заключен брак, после чего супруг Р. был вселен в квартиру к супруге Р., с согласия собственников квартиры и всех проживающих в данном жилом помещении граждан в качестве её мужа. Спустя некоторое время у супругов родился сын, который был зарегистрирован и вселен в жилое помещение по месту жительства родителей.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что переселение Р. из двухкомнатной квартиры, где он проживал ранее, в трехкомнатную квартиру к супруге, является действием, повлекшим ухудшение жилищных условий, что в силу статьи 53 и пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации препятствует постановке на очередь нуждающихся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.

Между тем, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям законодательства, суд неправильно применил нормы материального права.

Из содержания статьи 53 ЖК РФ следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии со статьей 9 Закона г. Москвы “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения” в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.

Судом установлено и из материалов дела следует, что после вселения супруга Р. в квартиру, площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого проживающего в ней гражданина, составила 11,22 кв. метров.

После вселения в указанную квартиру новорожденного сына супругов, площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого из проживающих в квартире граждан, составила 9,35 кв. метров.

Таким образом, поскольку после вселения супруга Р. в квартиру, площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого гражданина, проживающего в данной квартире, была более учетной нормы, установленной пунктом 3 статьи 9 Закона г. Москвы “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения”. Нуждаемость в жилых помещениях у истцов возникла после рождения сына и вселения его в указанную квартиру, постольку у суда не имелось оснований для признания действий Р. по вселению в квартиру к супруге и проживающим с ней родственникам ухудшением жилищных условий.

Вывод суда о том, что Р. ухудшил свои жилищные условия, поскольку размер площади жилого помещения, приходившийся на него в двухкомнатной квартире 17,2 кв. метров в связи с переселением в трехкомнатную квартиру к супруге уменьшился до 11,22 кв. метров, является неправильным, поскольку действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях. Однако такой нуждаемости у Р. в связи с вселением в квартиру не возникло.

По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации совершение действий по ухудшению жилищных условий препятствует принятию на учет только тех граждан, которые совершили эти действия. Права иных граждан быть принятыми и состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях при наличии к тому предусмотренных законом оснований не могут быть ограничены в связи с совершением кем бы то ни было действий по ухудшению жилищных условий.

Между тем, отказывая в удовлетворении требований супруги Р., действующей также в интересах своего несовершеннолетнего сына, о признании их нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, ни управа района Южное Тушино СЗАО г. Москвы, ни судебные инстанции не учли, что предусмотренных статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для отказа ей, действующей также в интересах сына, в удовлетворении указанных требований не имеется, поскольку ни супруг Р., ни супруга Р., не совершали за пять лет, предшествовавших подаче заявления, действий по ухудшению жилищных условий.

Другой случай неправильного применения судами норм материального права произошел в Вологодской области.

Гражданин П. обратился в суд с заявлением к мэрии г. Череповца о признании постановления мэрии г. Череповца незаконным в части снятия его с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и восстановлении его на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

В обоснование заявленных требований П. ссылался на то, что на основании договора купли-продажи он является собственником двухкомнатной квартиры. Общая площадь квартиры составляет 36 кв. метров, жилая – 22,7 кв. П. является инвалидом второй группы вследствие ранения, полученного во время Второй мировой войны, а также участником Великой Отечественной войны. Группа инвалидности ему установлена пожизненно, а спустя несколько лет он становится нуждающимся в постоянном уходе. В указанной квартире проживает со своей женой, страдающей рядом заболеваний, и ей одной тяжело ухаживать за ним.

Позднее, с целью ухода за ним и его женой в указанную квартиру в качестве членов их семьи вселилась его внучка – М. вместе со своим сыном Н. Впоследствии М. и ее несовершеннолетний сын были постоянно зарегистрированы в указанной квартире. Брак у внучки расторгнут за год до вселения к П. Ранее внучка и ее несовершеннолетний сын проживали в двухкомнатной квартире дочери П. – С. Данная квартира была приватизирована на С. и М. по 1/2 доле каждому. Внучка М. отказалась от участия в приватизации квартиры.

Постановлением мэрии г. Череповца “О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях” П. был принят на учет в льготную очередь ветеранов Великой Отечественной войны. При этом перед постановкой на очередь для получения жилья в мэрию г. Череповца им был предоставлен пакет документов, в том числе справки с предыдущего места жительства М. и Н.

Однако затем постановлением мэрии г. Череповца он был снят с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилья. Позднее жилищным управлением мэрии г. Череповца ему письменно сообщили о снятии с учета ввиду намеренного ухудшения жилищных условий, выразившегося во вселении в квартиру в качестве членов семьи внучки М. с ребенком. В период с момента его постановки на данный учет и до момента снятия с учета каких-либо изменений в его жилищных и семейных условиях не происходило.

Указанное постановление мэрии г. Череповца в части снятия его с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, П. считает незаконным.

Решением Череповецкого городского суда Вологодской области в удовлетворении заявленных П. требований отказано. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В надзорной жалобе гражданином П. ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений и направления дела на новое судебное рассмотрение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации нашла жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Суд первой инстанции, разрешая дело и отказывая в удовлетворении заявленных требований, сослался на статью 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующую последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, и указал, что решение жилищного управления мэрии г. Череповца о снятии П. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является правомерным, поскольку П. до вселения к нему его внучки М. и правнука Н. был обеспечен жилым помещением более нормы предоставления; последние по прежнему месту жительства были также обеспечены жильем по учетной норме. Между тем, с выводами судов первой и кассационной инстанций нельзя согласиться, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права. Также судом допущены существенные нарушения норм процессуального права.

Вселение в квартиру внучки М. с ее несовершеннолетним сыном имело место за четыре года до внесения указанных изменений в Федеральный закон “О ветеранах”, и было обусловлено необходимостью осуществления за П. постоянного постороннего ухода. Данное обстоятельство, как следует из материалов дела, никем в суде не оспаривалось.

По смыслу статьи 53 ЖК РФ (на которую сослался суд, разрешая дело), ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение этой нормы права должно осуществляться во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Между тем, суд первой инстанции не выяснил и не отразил в решении, в чем выразился умысел и недобросовестность П. при вселении родственников в квартиру, учитывая, что его право как ветерана Великой Отечественной войны на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета возникло в связи с изменениями, внесенными 21 декабря 2009 г. в Федеральный закон “О ветеранах”. Суд кассационной инстанции, оставляя решение суда от 21 июля 2010 г. без изменения, на допущенные судом первой инстанции нарушения внимания не обратил. Указанные выше требования закона судом не были учтены при рассмотрении возникшего спора и привели к неправильному разрешению дела.

На основании изложенного состоявшиеся судебные постановления нельзя признать законными и они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В дополнение к вышеперечисленному имеет смысл обратить внимание на Определение Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О, которым разъяснено, что по смыслу ст. 53 ЖК РФ (которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя) и соответствующих норм законодательства субъекта РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Буквальное толкование данного разъяснения КС РФ может привести к применению ст. 53 ЖК РФ только после вступившего в законную силу приговора суда, которым установлены указанные выше умышленные действия.

Как заключение к данной статье, хочу обратить внимание на следующее.

Федеральное законодательство (а именно – статья 53 ЖК РФ) содержит лишь последствия ухудшения, в то время как детальный перечень деяний граждан, влекущих их намеренность, в нем отсутствует, а содержится лишь в региональных нормативно-правовых актах. Однако вопрос об улучшении жилищных условий всё чаще выносится на федеральный уровень (например, в связи с недавним формированием окончательной нормативно-правовой базы о предоставлении субсидий федеральным государственным гражданским служащим), где уже на сегодняшний день возникает немало вопросов о критериях умышленности действий по ухудшению жилищных условий для получения права быть принятыми на учет, несмотря на попытку конкретизации этих действий в соответствующих Правилах (утв. Постановлением Правительства РФ № 63 от 27.01.2009 г.). По сути, все это дает чиновникам, принимающим решения о постановке нуждающихся на учет, практически неограниченную свободу выбора – имело ли место ухудшение или нет, ведь ухудшение жилищных условий может выражаться в самых различных формах и действиях.

Главное и основное доказательство должно состоять в том, что между действиями гражданина и целью таких действий (постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении) должна быть установлена прямая причинная связь. Косвенные обстоятельства и догадки без документального подтверждения не могут расцениваться как намеренность и не должны быть препятствием для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ведь практика свидетельствует, что в большинстве случаев граждане, ухудшившие свои жилищные условия, делали это не намеренно с целью постановки на учет.

Чтобы исключить злоупотребления в этой сфере, (а ведь нельзя не отметить, что злоупотребления могут носить в том числе и коррупционный характер), считаю целесообразным детально раскрыть все обстоятельства, указывающие на намеренность таких действий на уровне федерального законодательства, в том числе и для того, чтобы органы государственной власти и местного самоуправления в основаниях для отказа в постановке на учет или для снятия с учета не ограничивались сухим цитированием статьи 53 ЖК РФ. При этом следует учитывать как региональную нормотворческую практику, так и сложившуюся судебную практику данной категории дел.

В свою очередь гражданам хочу посоветовать тщательно продумывать совершаемые (планируемые) сделки с жилыми помещениями, а также иные действия, связанные с ними – не исключено, что наличие «лишнего» жилья (которым вы де-факто не пользуетесь или пользоваться не сможете) значительно усложнит процесс реального улучшения своих жилищных условий. Конечно, только в том случае, если Вы собираетесь обращаться за помощью к государству. А как поступать – решать только Вам.

Для написания статьи были использованы следующие источники:

  1. Определение Верховного Суда РФ от 15.03.2011 № 5-В10-102
  2. Определение Верховного Суда РФ от 21.06.2011 № 2-В11-1
  3. Определение Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 № 258-О-О
  4. Постановление Правительства РФ от 27.01.2009 № 63
Читайте также:  Как найти земельный участок по кадастровому номеру на карте: подробная инструкция

Намеренное ухудшение жилищных условий — понятие, признаки и последствия

В 2005 году в ЖК РФ появился новый термин «намеренное ухудшение жилищных условий». В ст 53 он трактуется, как действия, способствующие ухудшению условий проживания. Как показывает практика, основная цель этих деяний — желание граждан встать на учет нуждающихся в улучшении жилья.

Однако ни Жилищный кодекс, ни другие законы не раскрывают полностью суть данного термина. Не понятно, кто и каким образом может доказать, что деяния граждан являются намеренным ухудшением своих жилищных условий, и в каком порядке следует устанавливать этот факт. Поэтому органы местного самоуправления вносят свои дополнения и коррективы к положениям, приведенным в Жилищном кодексе.

Отличить преднамеренное ухудшение условий проживания от невиновных действий помогает Конституционный суд, который четко определил правовую сущность этого понятия. По его определению, главный признак намеренности действий — это умышленность деяния, при котором гражданин отдает себе отчет в том, что он делает и какие могут быть после этого последствия.

Что такое ухудшение жилищных условий и как это определяется

Чтобы разобраться во всех юридических тонкостях этого запутанного вопроса, следует понять, что является ухудшением жилищных условий. У этого понятия нет четкого определения в нормативных документах. Но в территориальных законодательных актах определены несколько факторов, при которых у гражданина ухудшаются условия проживания:

  • уменьшение жилой площади в результате обмена жилья;
  • разделение лицевых счетов;
  • прописка дополнительного лица, например, при заключении брака или рождении ребенка;
  • выселение по решению суда в жилое помещение меньшей площади или менее благоустроенное в результате несоблюдения
  • договора найма жилого помещения (неуплата квартплаты, нарушение правил общежития и пр);
  • передача, продажа жилого помещения или же его доли другим лицам в результате сделки;
  • изменение, определение или выделение отдельных долей жилого помещения другим лицам;
  • перевод части жилья в нежилое помещение;
  • отказ от пользования социальным жильем.

Если в результате одного из перечисленных действий гражданин обращается в государственные органы за помощью в улучшении жилищных условий, то можно говорить о намеренном их ухудшении

Однако не все так однозначно. В таком случае рождение ребенка или регистрацию брака можно признать злонамеренным ухудшением жилищных условий, что очень спорно.

Грань между бедственным положением семьи и сознательными деяниями, ухудшающими условия проживания, очень тонка. К тому же нет определенных нормативных документов, которые могли бы ее четко определить. Поэтому такие спорные вопросы чаще всего решаются в суде.

Какие действия являются намеренным ухудшением условий проживания

Для определения факта умышленного ухудшения условий проживания используются нормативные акты муниципальных органов власти и нормы, существующие в Жилищном Кодексе РФ. Выделен перечень ситуаций, подпадающих под умышленное ухудшение жилищных условий:

  • обмен, дарение, купля-продажа жилья, влекущая за собой уменьшение размера жилплощади;
  • фиктивный развод, целью которого является получение дополнительной жилплощади;
  • перевод жилья из жилого в нежилое;
  • вселение родственников, в результате чего уменьшается размер жилого помещения, рассчитанный на одного члена семьи;
  • принудительное выселение жильцов в менее благоустроенное жилье в результате грубого нарушения по части его использования.
  • выселение из жилого помещения маневренного фонда не попадают под это определение!

Каждая ситуация требует тщательного изучения и рассмотрения в судебной инстанции

Определены три признака, по которым преднамеренное ухудшение условий проживания отличается от невиновного:

  • гражданин имеет желание быть признанным нуждающимся в улучшении жилья, после того как собственноручно ухудшил
    условия своего проживания;
  • в результате своего деяния гражданин приобрел право на получение социального жилья от государства;
    ухудшая свои условия проживания, в этот момент гражданин не имел статус нуждающегося в улучшении жилого помещения.

Если во время своих вышеуказанных действий гражданин уже стоит в очереди на получение социального жилья, его деяния не могут быть признаны умышленными. Если обобщить все вышесказанное, намеренным ухудшением условий проживания признается любое действие, ведущее к признанию гражданина нуждающимся в получении жилья от государства. Допустим, если семья из 4 человек меняет квартиру площадью 72 кв м на меньшую с площадью 48 кв м и после этого имеет желание встать на учет и получить жилье от государства, это явно говорит о намеренных действиях.

Несмотря на то, что операции по злонамеренному ухудшению условий проживания являются недопустимыми, строгого наказания за это не предусмотрено. Согласно ст 53 ЖК РФ лица, совершившие данные противоправные деяния, в течение 5 лет лишаются права встать на учет по улучшению условий проживания и получить социальное жилье от государства. Этот запрет действует только в том случае, если у судебного органа имеются неопровержимые доказательства злонамеренности деяний.

Права и обязанности людей? снимающих помещение? подробно описаны в статье.

По https://zakonometr.ru/nedvizhimost/pokupka/zashhita-ot-moshennichestva.html ссылке находится материал который поможет вам проверять чистоту сделки купли квартиры.

Какие действия не относятся к намеренному ухудшению условий проживания

Существует перечень деяний по ухудшению условий проживания, которые не могут трактоваться как умышленные:

  • прописка несовершеннолетних детей у одного из родителей;
  • прописка мужа (жены), родителей и прочих близких родственников, если соблюдаются законодательные нормативы;
  • временная регистрация жильцов;
  • отказ от квартиры или же ее доли в качестве дара или отказ дарителя от условий договора дарения;
  • признанная судом незаконная сделка с жилой недвижимостью;
  • расторжение договора ренты и дальнейший возврат жилья по желанию получателя.

Ухудшение жилищных условий военнослужащих

Для категории военнослужащих признаки умышленных деяний, ухудшающих жилищные условия, прописаны в Инструкции Министерства обороны от 30. 09. 2010 г. Согласно этого документа к ним относятся:

  • сознательное нарушение порядка пользования жильем;
  • обмен жилья, ведущий к уменьшению уровня обеспеченности жилыми квадратными метрами каждого представителя семьи;
  • развод с последующим выделением доли в квартире;
  • фиктивный брак и регистрация супруги или супруга на жилой площади;
  • не соблюдаются условия проживания в социальном жилье (неуплата коммунальных услуг, порча жилья и пр);
  • дарение или же сделка купли-продажи квартиры либо ее доли, повлекшие за собой уменьшение учетной нормы на каждого
    представителя семьи военнослужащего.

В Инструкции Министерства обороны содержатся факторы, при которых действия, ухудшающие жилищные условия, не расцениваются как умышленные. Это касается регистрации на своей жилплощади детей либо супругов, а также родителей и других родственников (по решению суда). Однако сделать это можно, только если перечисленные лица:

  • были пользователями или же собственниками жилья, признанного непригодным для проживания в законном порядке;
  • не имели какого-либо жилого помещения для проживания;
  • потеряли право пользования жилплощадью по причине вступления в брак с военнослужащим и дальнейшим переездом к нему.

Ухудшение жилищных условий несовершеннолетних

Поэтому родители не могут совершить никаких действий, влекущих за собой ухудшение условий проживания несовершеннолетних, без согласия органов опеки и попечительства.

По Семейному кодексу РФ за соблюдение прав ребенка отвечают родители. Эту обязанность они не теряют после развода. Поэтому ухудшение жилищных условий несовершеннолетнего или вовсе лишение его прав на жилплощадь являются серьезными правонарушениями со стороны родителей.

После развода родителей ребенок обладает полным правом пользования их жилой недвижимостью. Кроме этого, вселение и регистрация детей, не достигших 18 лет, у любого из родителей не считается преднамеренным действием, даже если количество жилых квадратных метров на одного ребенка будет меньше учетной нормы.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Ухудшение жилищных условий

Что понимается в статье 53 жилищного кодекса под намеренным ухудшением жилищных условий?Есть ли список действий подпадающих под данное деяние?

Ответы юристов ( 1 )

ст. 53 ЖК РФ не определяет какие
действия следует рассматривать как намеренное ухудшение жилищных условий, каков
порядок установления в действиях граждан, желающих встать на учет, факта
намеренного ухудшения жилищных условий.

Правовая сущность намеренного ухудшения жилищных условий
достаточно точно определена Конституционным Судом РФ, который указал, что
намеренное ухудшение жилищных условий будет иметь место, если гражданами
совершались умышленные действия в целях создания искусственного ухудшения
жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны
органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их
другим жильем (Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 г. №258-О-О
«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова
Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53
Жилищного кодекса Российской Федерации»)

Проанализировав жилищное законодательство, ухудшением жилищных условий можно считать
поведение граждан, направленное на уменьшение обеспеченности общей площадью
жилого помещения. Например ухудшением жилищных условий будет считаться
приобретение жилого помещения большей стоимостью, но меньшей общей площадью.

Действиями, направленными на уменьшение
обеспеченности общей площадью на одного члена семьи
, будет считаться:
1) раздел, обмен жилого помещения;
2) перевод пригодного для проживания жилого помещения (части жилого помещения)
в нежилое;
3) изменение порядка пользования жилым помещением;
4) вселение (согласие на вселение) гражданином — собственником жилого помещения
в принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение иных граждан в
качестве членов своей семьи, за исключением его супруга, несовершеннолетних
детей, совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей, а
также несовершеннолетних детей и совершеннолетних нетрудоспособных детей
супруга;
5) вселение (согласие на вселение) гражданином — членом жилищного или
жилищно-строительного кооператива в занимаемое им жилое помещение иных граждан
в качестве членов своей семьи, за исключением его супруга, несовершеннолетних
детей, совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей, а также
несовершеннолетних детей и совершеннолетних нетрудоспособных детей супруга;
6) вселение (согласие на вселение) гражданином — нанимателем жилого помещения
по договору социального найма в занимаемое им жилое помещение иных граждан в
качестве членов своей семьи, за исключением его супруга, несовершеннолетних
детей, совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей, а
также несовершеннолетних детей и совершеннолетних нетрудоспособных детей
супруга;
7) отчуждение пригодного для проживания жилого помещения (части жилого
помещения);
8) расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию
наймодателя в случаях, определенных Жилищным кодексом Российской Федерации;
9) выселение гражданина по своей инициативе из жилого помещения, занимаемого им
в качестве нанимателя (члена семьи нанимателя) жилого помещения по договору
социального найма;
10) определение долей, выдел доли или изменение долей собственниками жилых
помещений, если такие действия привели к уменьшению размера занимаемых жилых
помещений.
Также в соответствии со ст. 51 ЖК РФ к ухудшению жилищных условий можно
отнести действия собственника либо нанимателя жилого помещения, повлекшие за
собой приведение жилого помещения в состояние, не отвечающее установленным для
жилых помещений требованиям.

Что такое намеренное ухудшение жилищных условий — признаки, особенности и последствия

В настоящее время в России активно реализуются федеральные программы, помогающие обзавестись собственным жильем некоторым категориям граждан, а также существенно улучшить условия их проживания.

Это возможно при наличии нескольких обстоятельств. Так, например, если занимаемая гражданами жилплощадь не соответствуют тем нормам, которые были утверждены в регионе их проживания или же прочим требованиям, предъявляемым к жилью для его эксплуатации.

Ухудшение жилищных условий — это одно из допустимых отечественным законодательством оснований для получения заветной квартиры от государства.

Однако же в действительности граждане нередко сознательно решаются сделать существующие условия гораздо хуже, чтобы получить шанс стать претендентами на социальное жилище. В чем выражается указанное выше ухудшение условий и какие существуют последствия за совершение данного деяния, идущего в разрез с законом, будет рассмотрено далее.

Что можно квалифицировать как умышленное ухудшение условий

Чтобы разобраться в том, что является ухудшением жилищных условий, осуществленным с умыслом, следует обратиться к содержанию ЖК РФ.

Именно с его принятием в 2005 году была установлена ответственность за ухудшение имеющегося жилья, итогом которого, согласно намерению, должно быть включение в очередь на социальную жилплощадь.

Так как в отечественной нормативной документации все же отсутствует точно сформулированный юридический термин «ухудшение жилищных условий», тем не менее, можно обозначить характерные особенности, позволяющие квалифицировать деяние именно так.

  • умышленные действия. Лицо, реализуя их, понимает, что его условия проживания непременно изменятся в худшую сторону, и это позволит ему претендовать на недвижимость от государства.
    Например, он отчуждает часть жилплощади в пользу третьих лиц по какому-либо гражданскому договору. Так, он может лишиться жилья или его части вследствие обыкновенной продажи;
  • лицо в результате своих противозаконных действий было поставлено в очередь на жилье;
  • на момент осуществления деяния лицо не было включено в очередь. Ухудшение условий проживания гражданином, который уже имеет необходимый статус и на законных основаниях является очередником на жилье, не повлечет каких-либо неприятных последствий, так как не является противозаконным и, соответственно, не может квалифицироваться как умышленное.

Под намеренным ухудшением могут трактоваться исключительно те действия лица, благодаря которым он сможет стать законным претендентом на жилье от государства.

Рассмотрим наглядный пример.

Молодая семья из 4 домочадцев имеет благоустроенную квартиру из трех комнат, площадь которой составляет 70 кв. метров, что соответствует учетной норме жилья региона их проживания, а именно 16 кв. метров на 1 лицо.

Читайте также:  Как найти управу на управляющую компанию и к кому обратиться с жалобой

Зная, что несоответствие учетной нормы — это веская причина для включения в очередь на жилье, собственник объекта недвижимости осуществляет сделку, по исходу которой он становится владельцем однокомнатной квартиры площадью 42 кв. м.

Если по итогам таких манипуляций гражданин встает на жилищный учет, то он фактически злоупотребляет субъективным правом, так как его деяния являются сознательными и противозаконными.

Что нельзя считать умышленным ухудшением

Не все деяния квалифицируются, как умышленное изменение в худшую сторону жилищных условий. В частности, к таковым можно отнести следующие действия:

  • регистрация ребенка у одного из его родителей, что вытекает из ст. 20 ГК РФ, которая предполагает то, что несовершеннолетний обязан иметь прописку по адресу проживания его отца или матери. Появление новорожденного в семье не может являться злонамеренным ухудшением;
  • регистрация в помещении нового члена семьи в связи с замужеством или же прочих родственников, например, родителей собственника;
  • временная постановка на учет по собственному адресу, как родственников, так и третьих лиц;
  • отказ одаряемого от подарка, которым является жилплощадь, или же отказ непосредственно дарителя от исполнения, заключенного им договора дарения;
  • признание сделки не соответствующей законодательству судебным решением;
  • аннулирование рентного соглашения и возврат объекта недвижимости.

Так как подобные действия не являются умышленным ухудшением условий проживания, то гражданин при наличии соответствующих оснований, перечень которых приведен в ст. 51 ЖК РФ, может встать в жилищную очередь и получить причитающиеся ему квадратные метры.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — обращайтесь к специалистам через онлайн-форму .

Ухудшение жилищных условий военнослужащими

Что касается военнослужащих, то предоставление им социального жилья осуществляется на основании Приказа Министерства обороны № 1280 от 30.09.2010.

В п. 4 настоящего нормативного документа указано, что умышленная корректировка в худшую сторону условий проживания может наступить в результате совершения лицом, проходящим военную службу, определенных действий, которые могут выражаться в существенном уменьшении жилой площади.

Некоторые военнослужащие совершенно сознательно идут на такое уменьшение. Например, они могут совершить любую сделку, результатом которой будет отчуждение всего жилья или же только его доли.

Кроме того, умышленное ухудшение может произойти вследствие изменения порядка пользования жильем, которое может выражаться в неуплате услуг ЖКХ.

Также в том случае, если действия военнослужащего ведут к порче жилого помещения, в результате оно перестает отвечать техническим и санитарным нормам.

Факт сознательного ухудшения будет также выявлен, если офицер заключит фиктивный брак для получения добавочных квадратных метров, или же, наоборот, в случае развода выделит долю занимаемого жилья бывшему супругу.

Как и в случае с остальными гражданами, действия военнослужащего по ухудшению условий проживания нельзя признать умышленными, если он на момент их совершения уже был включен в реестр, как претендент на социальное жилье.

В Приказе №1280 содержится подробный перечень действий, которые не попадают под умышленную корректировку условий в худшую сторону, к таковым относятся:

  • получение прописки в жилище военнослужащего его супруги, несовершеннолетнего ребенка, родителей, иждивенцев в случаях, если упомянутые лица до вселения не имели собственного жилья, в том числе и в пользовании. Если таковые помещения имелись, то они должны быть официально признаны не подходящими для жизни в них.
    Также если лицо выписалось с места жительства в связи с заключением брака с военнослужащим и дальнейшим перемещением с супругом к месту службы. Гражданин был снят с учета по месту проживания из-за переезда к месту службы его родителя;
  • аннулирование рентного договора с военнослужащим;
  • объявление сделки с жильем недействительной по решению суда;
  • освобождение занимаемой жилплощади военнослужащим, вследствие переезда для несения службы в другую местность.

Какие существуют последствия

Если человек решается на ухудшение условий проживания дабы стать претендентом на желаемое социальное жилье, то есть фактически идет в обход действующего законодательства, то оно должно понимать, что при выявлении факта подобного деяния наступят соответствующие последствия.

Несмотря на то, что отечественное законодательство не содержит строгих мер в отношении лиц, совершивших упомянутое правонарушение, в ст. 53 ЖК РФ все же содержится единственная санкция.

Если действия гражданина будут выявлены и квалифицированы в соответствии с содержанием указанной правовой нормы, то собрать документы и встать в очередь он сможет только по истечении 5 лет.

Точкой отсчета указанного срока будет являться день совершения умышленного деяния.

Сознательная корректировка условий проживания в худшую сторону осуществляется с целью получения субъективного права на государственное жилье или добавочных квадратных метров, чтобы увеличить площадь жилища.

Судебная практика содержит достаточно количество таких случаев.

Чтобы применение санкции, предусмотренной ст. 53 ЖК РФ, стало возможным, факт наличия умышленного противоправного деяния должен быть установлен в зале суда.

Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Судебная практика и законодательство — Жилищный кодекс РФ. Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

В обоснование жалобы она указывает на оставление судами без внимания установленных в судебном заседании данных об отсутствии факта совместного проживания и ведения совместного хозяйства истца и его супруги с их сыном, супругой сына и двумя внуками в квартире, принадлежавшей до июля 2010 года на праве собственности супруге Ткачева А.В., тогда как это обстоятельство в соответствии с действующим законодательством является существенным для отнесения данных лиц к членам семьи собственника жилого помещения. Поскольку супруга истца распорядилась принадлежащим ей на праве собственности жилым помещением, то в силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) Ткачев А.В. не мог быть признан нуждающимся в жилом помещении в течение пяти лет, до истечения которых он был уволен с военной службы.

части 5 статьи 50, пункта 2 части 1 статьи 51 и статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающих круг лиц, которые признаются нуждающимися в жилых помещениях, включая собственников жилых помещений, обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, которая устанавливается органом местного самоуправления, а также определяющих правовые последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий.

По мнению заявителя, оспариваемая норма не соответствует статьям 19 (части 1 и 2), 40 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку лишает права на жилищные гарантии, предоставляемые в рамках Федерального закона “О статусе военнослужащих”, граждан, которые распорядились жилым помещением, предоставленным муниципальным органом, а также препятствует получению ими этих гарантий после истечения пятилетнего срока с момента намеренного ухудшения жилищных условий (статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Также суд первой инстанции указал на то, что возникшие после принятия решения о снятии с жилищного учета обстоятельства не имеют правового значения для решения вопроса о восстановлении истца и членов его семьи на жилищном учете, районной администрацией факт отчуждения Казанкиной Н.С. принадлежащих ей жилых помещений правомерно квалифицирован как ухудшение жилищных условий, последствия которого предусмотрены статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 ЖК РФ).

В соответствии со статьей 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Е.А. Деревцова оспаривает конституционность статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

По мнению заявительницы, оспариваемая норма не соответствует статьям 2, 18, 19 (часть 1), 27 (часть 1), 35 (часть 2), 40 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку отменяет правовые и социальные гарантии, предоставляемые военнослужащим и связанные с признанием их нуждающимися в жилье после истечения пятилетнего срока с момента намеренного ухудшения жилищных условий (статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении. В соответствии со статьей 52 данного Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации). Принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления (часть 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

6. Исходя из положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке целесообразно отразить, что граждане, которые произвели действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий, приведших к ухудшению жилищных условий.

15.3. В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, то есть добровольно ухудшили свои жилищные условия, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемым по договорам социального найма, не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.В. Кузнецов просит признать противоречащей статьям 7 (часть 1), 15 (часть 3), 17 (часть 3), 19, 41 и 55 Конституции Российской Федерации статью 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

5. В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации военнослужащие и члены их семей не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с изменением права пользования жилым помещением, обменом жилого помещения, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака (за исключением случая, предусмотренного подпунктом “и” настоящего пункта), выделением доли жилого помещения собственниками, отчуждением жилого помещения или его части.

Статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Ссылка на основную публикацию