Норматив потребления отопления, как рассчитывается плата и куда обращаться если отключили

Куда жаловаться и что делать, если получили большой счет за отопление

Ежемесячные счета за квартплату составляют немалую часть семейного бюджета.

Платить по ним – обязанность потребителей, поэтому нужно внимательно следить за повышением тарифов на коммунальные услуги и контролировать начисление платы.

Правовое регулирование

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует отношения в области имущественных, неимущественных и интеллектуальных прав, соблюдение собственности, договорных обязательств.
  2. Жилищный кодексРФ устанавливает критерии качества предоставления услуг в ЖКХ. Статья 157 ЖК РФ определяет административную ответственность руководителя УК за неправильные начисления квартплаты и размер штрафа за это деяние. Цена ошибки для УК составит половину суммы излишне начисленной квартплаты на счет пострадавшего.
  3. Федеральный закон «ОЗПП» от 07.02.1993 г. № 2300-1 перечисляет правила взаимодействия между поставщиками и покупателями, раскрывает понятие качества услуг и продукции, прописывает механизм защиты прав потребителя.
  4. ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ применяется в случае поступления жалоб на работу государственных, муниципальных или частных предприятий.
  5. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах».

Куда жаловаться, если неправильно начисляют

Квитанции за тепло, как и другие коммунальные платежи, формируются автоматически. Для этого разработаны специальные программы, то есть влияние человеческого фактора сведено к минимуму. Ошибки практически исключены. Но неточности все же могут быть допущены из-за технических неполадок или умышленных мошеннических действий персонала управляющей компании.

Повышать расчетную базу самостоятельно УК не имеют права. Чтобы вернуть деньги за счет, составляющий больше обычного, нужно поочередно обратиться в несколько инстанций, но перед этим уточнить размет тарифа, действующий на день расчета платежа.

Еще одной причиной, может быть неточность переданных данных прибора учета самим потребителем.

Управляющая компания

Первый шаг в восстановлении прав – письменное обращение к руководству УК или расчетно-кассового центра, выдавшего квитанцию. Если ошибка в начислениях была ненамеренной, то при ее обнаружении пострадавшему пойдут навстречу. Нужно написать претензию, в которой потребовать вернуть излишне уплаченные деньги, либо зачесть из в счет будущих платежей или сделать перерасчет. Но перед подачей жалобы нужно убедиться, что не произошло увеличения тарифа.

Бесплатная ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ:

М ск +7 (499) 938 5119

С пб + 7 (812) 467 3091

Фед + 8 (800) 350 8363

В Государственную жилищную инспекцию

ГЖУ – орган государственной власти, который призван защищать права потребителей коммуналки, контролировать законность деятельности УК и обслуживающих организаций и порядок начисления оплаты. Жаловаться на завышение счетов за отопление можно в представительство инспекции по месту нахождения УК: принести заявление лично или отправить заказным письмом по почте.

СОВЕТ! На официальных сайтах государственных органов власти предусмотрена форма для отправки обращения онлайн.

По результатам проверки деятельности УК инспектор вправе наложить административное взыскание.

В Роспотребнадзор

Роспотребнадзор – это инстанция, куда можно пожаловаться для наказания УК, которая начисляет неоправданно большие платежи за отопление. Претензию можно направить по почте, позвонить на горячую линию 8-800-100-0004 (специалисты помогут решить, что делать в такой ситуации) или оставить электронное письмо на официальном сайте. Инспекторы Роспотребнадзора назначат проверку деятельности УК, выяснят обоснованность начислений квартплаты.

Прокуратура

Прокуратура – надзорный орган власти, куда нужно обращаться, пройдя все предыдущие ступени. Имея отказы от перечисленных адресатов и доказательства незаконности начислений, можно обращаться к прокурору. В его ведении – оценка правомерности расчетов УК, а также действий должностных лиц.

ВАЖНО! По общему правилу обращения граждан рассматриваются в течение 30 дней.

Последней инстанцией на пути разрешения споров является суд. Споры по коммунальным услугам рассматриваются с позиции доказательств заявленных фактов самим ответчиком. Поэтому при обращение в судебные органы нужно иметь неопровержимые доказательства, терпение и умение защитить свою точку зрения.

Необходимые документы

Чтобы вернуть несправедливо начисленную огромную плату за отопление или потребовать перерасчет, необходимо собрать некоторые документы:

  1. Жалоба или претензия. Документ составляется потерпевшим, в нем подробно описывается факт нарушения прав.
  2. Свидетельство о собственности или договор аренды.
  3. Подтверждение добросовестности заявителя как плательщика коммунальных платежей: оплаченные квитанции за последние несколько месяцев с отсутствием долгов.
  4. Утвержденный правительством тариф на отопление в регионе.
  5. Спорная квитанция с завышенным тарифом за отопление. Также может быть неверно указана площадь квартиры, в которой производится обогрев.
  6. Самостоятельно произведенный расчет в соответствии с утвержденным тарифным размером платы.
  7. Доказательства попыток решить конфликт напрямую с руководством УК – переписка, а также отказные ответы других государственных органов.

Полезное видео

Жизненный случай с ЖКХ:

Как проводится расчет платы за отопление по нормативу?

Тарифы на отопление растут с каждым годом, и многих потребителей интересует, за что они платят, и почему цифры в платежке становятся все больше. Стоимость отопления рассчитывается по нормативу потребления тепла, а в многоквартирных домах она зависит от отапливаемой площади и от общедомовых расходов.

Каждый потребитель должен знать, как проводится расчет платы за отопление по нормативу, чтобы иметь возможность контролировать справедливость начислений в управляющей компании.

Нормативная база начисления платежей за отопление

Размер платы за отопление зависит о разных факторов

В России действуют два основных документа, по которым рассчитывается плата за отопление. Первым из них является постановление правительства №354от 06.05.11. В нем регламентируются правила предоставления коммунальных услуг жильцам многоквартирных домов. Этот документ стал альтернативой постановлению правительства №307 от 23.05.06, однако на практике старое постановление до сих пор продолжает действовать.

Решение о том, по каким правилам начисляются платежи, принимаются на местном уровне, регион сам выбирает для себя оптимальный вариант. Между ними есть очень важное различие: по Правилам, установленным в постановлении №354, плата за отопление взимается только в продолжение отопительного сезона, а не распределяется на весь год. С одной стороны, это упростило методику расчета, с другой – привело к увеличению финансовой нагрузки на потребителя.

По новым правилам, в период с октября по май квартплата резко вырастает, так как в нее начинают включать стоимость отопления. Многим потребителям сложно оплачивать увеличенные счета, что приводит к росту задолженности. По традиционной методике, установленной в правилах. Постановления №307, потребители в течение всего года платят за квартиру приблизительно одинаковую сумму, и она корректируется с учетом общего роста тарифов.

Размер платы за тепло зависит от установленного общедомового счетчика, присутствия тепловых счетчиков в квартирах, а также наличия датчиков-распределителей в жилых и нежилых помещениях.

Расчет платы при неустановленном общедомовом счетчике

Общедомовой счетчик позволяет экономить

Если многоквартирный дом не оборудован общедомовым счетчиком, плата за отопление рассчитывается на основе трех основных факторов:

  • Норматив на отопление. Это количество гигакалорий, которое требуется для обогрева до необходимых температур одного кв. метра площади. В каждом регионе устанавливается свой норматив в зависимости от климатических условий.
  • Тариф на отопление. Это стоимость одной гигакалории тепла, установленная для данного региона.
  • Величина отапливаемой площади. В многоквартирном доме в нее не включается площадь лоджии или балкона.

Таким образом, расчет платы отопления в этом случае ведется по относительно простой формуле:
Размер платы = норматив * тариф * площадь квартиры, норматив и тариф устанавливают региональные власти.

Итоговая стоимость тепла не зависит от количества реально потребленных калорий тепловой энергии, поэтому такой способ расчета применяется все реже. Сейчас по всей России идет кампания по повышению энергоэффективности теплоснабжения, поэтому активно устанавливаются счетчики на тепло.

Расчет платы при установленном общедомовом счетчике

Более распространенная сегодня ситуация – в многоквартирном доме поставлен общедомовой счетчик, при этом в квартирах индивидуальные счетчики потребления тепла отсутствуют, Конструкции инженерных коммуникаций во многих домах таковы, что индивидуальные счетчики просто невозможно включить в отопительную систему, и у каждого потребителя нет возможности самостоятельно увеличивать или уменьшать нагрев. В том случае ведется расчет на основе четырех основных параметров:

  • Общее количество потреблено домом тепловой энергии, она определяется по показаниям общедомового счетчика. Его установка позволяет не платить за тепло, потерянное по дороге из-за неизолированных теплотрасс и других проблем тепловых сетей.
  • Отапливаемая площадь квартиры потребителя или нежилого помещения.
  • Общая отапливаемая площадь здания. Учитываются все жилые помещения, а также подъезды, пристроенные магазины, подключенные к общей тепловой системе и т. д.
  • Установленный законом тариф на тепловую энергию. Тарифы определяет местная власть.

Формула расчета выглядит следующим образом: Плата за тепло = общий объем * площадь квартиры/площадь дома * установленный тариф. Таким образом, распределение платы становится более справедливым, так как каждый дом фактически платит только сам за себя.

Однако и в этом случае система расчета неидеальна: поскольку у потребителей нет возможности контролировать расход тепла, нередко приходится просто «отапливать улицу», выпуская тепло наружу из-за его избытка. При этом платить за него все равно придется в полном объеме. Из-за этого все более популярным становится более современный вариант расчета с индивидуальными счетчиками.

Расчет платы при установленных индивидуальных счетчиках

Индивидуальный счетчик позволяет платить за фактично израсходованное тепло

Если во всех квартирах установлены индивидуальные счетчики потребления тепла, расчет станет более сложным, но в итоге потребитель платит за реально использованную энергию, и такой вариант оказывается наиболее выгодным. При расчете учитываются следующие параметры:

  • Количество тепла, потребленного одним жилым или нежилым помещением, оно определяется по показаниям индивидуального счетчика. Приборами учета должно быть оборудовано не менее 95% помещений в здании.
  • Количество тепла, потребленное всем домом, оно учитывается на основе показаний общедомового счетчика.
  • Площадь квартиры, для которой производится расчет платы за отопление.
  • Общая отапливаемая площадь дома. Учитывается площадь жилых и нежилых помещений.
  • Установленный правительством тариф на тепловую энергию.

Все эти параметры учитываются при расчете по следующей формуле: Размер платы = (индивидуальное тепло + общее тепло * площадь квартиры/общая площадь) * тариф.

Из показаний общедомового счетчика вычитается сумма показаний индивидуальных счетчиков, а остаток делится между всеми потребителями. Таким образом, жильцы дома самостоятельно платят за обогрев подъезда и других помещений общего назначения, однако основной расчет ведется именно на основе индивидуальных счетчиков.

Это позволяет значительно сократить расходы на отопление, так как не приходится платить за изношенные сети и бесконечные коммунальные аварии. И все же вариант с индивидуальными счетчиками удается реализовать далеко не всегда: чаще всего в доме монтируется общедомовой счетчик, и в итоге жильцам все равно приходится частично платить друг за друга. Это также вызывает сложности в борьбе с должниками: их невозможно отключить от единой отопительной системы, и в итоге они продолжают пользоваться теплом, оплаченным другими людьми.

Порядок расчета платы за тепло по правилам от 2006 года

По правилам, каждый год должен проводиться перерасчет

Если оплата за тепло начисляется по старым правилам, и в доме установлен общедомовой счетчик, то итоговые цифры в квитанциях потребителей будут зависеть от того, сколько тепла многоквартирный дом потребил в продолжение минувшего года.

Это значение делится на общую площадь здания, при этом учитываются как жилые квартиры, так и нежилые помещения, такие как офисы и магазины. В итоге получается количество тепла на 1 кв. метр площади, его делят на 12 месяцев.

После этого полученный среднемесячный объем потребления энергии умножается на тариф, утвержденный местным правительством. Полученную величину нужно умножить на площадь квартиры. Пример расчета, основанный на тарифах 2011 года для Ижевска. По общедомовому счетчику общее количество потребленной за один год тепловой энергии составило 990 гигакалорий.

Общая площадь всех квартир дома и помещений общего пользования составляет 5500 метров. После расчета получается, что в течение года на 1 кв. метр потрачено 0,015 гигакалорий в месяц. Полученный среднемесячный объем умножается на стоимость 1 гигакалории тепла по установленному тарифу. 943,60 (тариф) * 0,015 * 1,18 (НДС) = 16,70 рублей за 1 кв. метр отапливаемой площади.

Полученную величину нужно умножить на площадь каждой конкретной квартиры. Если, к примеру, она составляет 45 кв. метров, то итоговая ежемесячная стоимость отопления составит 751,5 рублей в месяц. Именно эту цифру жильцы будут видеть в платежках в течение всего года, так как учитывается не количество потраченного в месяц тепла, а среднемесячный расход, полученный по итогам прошлого года.

Читайте также:  Очередь на жилье: кто имеет право встать и что нужно для постановки на очередь

Как рассчитывается плата за отопление по этим правилам, если в доме не установлен общедомовой счетчик? В этом случае используется норматив – требуемое для отопления количество тепловой энергии. Для каждого дома оно определяется отдельно, эта информация должна находиться в открытом доступе для потребителей. При обращении в управляющую компанию жилец многоквартирного дома должен получить всю информацию о том, каким образом начисляется плата за тепло.

По правилам постановления №307 каждый год в доме должен проводиться перерасчет. Он учитывает количество тепла, потребленного в прошедшем году, и на его основе рассчитывается новая плата.

Если цифры в платежке вызывают у собственника сомнения и кажутся завышенными, он имеет право потребовать провести перерасчет повторно. Для этого пишется заявление и направляется в управляющую компанию, в нем необходимо указать сроки, за которые необходимо провести перерасчет. Коммунальщики не имеют права отказывать в обращении, ответ предоставляется в течение 4 дней. Если после повторного расчета будет выявлена переплата, она должна вычитаться из размера долга за следующий месяц.

Знание законов позволяет бороться за свои права и добиваться справедливости. Регулярное повышение тарифов создает серьезную нагрузку на семейный бюджет, поэтому нужно добиться справедливого учета теплопотерь.

Как проводится расчет платы за отопление, можно узнать из видеоматериала:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Не хотите переплачивать за отопление – почитайте новые правила

Что делать, если в квитанции на оплату коммунальных услуг сумма завышена, хотя с этого года собственники квартир не должны платить за тепло сверх положенного?

С 1 января 2019 г. начали действовать изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Так удалось решить проблему, которая касалась тысяч жителей: они были вынуждены платить за отопление не по показаниям индивидуальных приборов учета, а по усредненным нормативам потребления. Это происходило потому, что их права были поставлены в зависимость от недобросовестного поведения соседей, у которых индивидуальные приборы учета отсутствовали.

Как рассчитывается плата за отопление?

Начисление платы за полученную тепловую энергию производится по показаниям приборов учета тепла. Существуют общедомовые и индивидуальные приборы учета. Первые предназначены для учета потребления тепловой энергии всем многоквартирным домом за расчетный период, а вторые – в каждой квартире. Расчет за отопление производится исходя из количества тепла, потребленного за определенный период, по цене, указанной в договоре о предоставлении коммунальных услуг.

Как поведение соседей влияло на сумму в квитанции?

Ранее действовали правила, которыми устанавливалось, что если хотя бы один индивидуальный прибор учета в многоквартирном доме вышел из строя, то остальные индивидуальные приборы не используются для расчета платы за отопление.

К примеру, в доме, оборудованном общедомовым прибором учета отопления, один из жильцов не следил за исправностью индивидуального прибора, из-за чего он вышел из строя. После этого все добросовестные жители дома автоматически становились обязанными оплачивать отопление по установленным нормам, а не по показаниям своих индивидуальных приборов учета. В большинстве случаев это приводило к увеличению суммы, указанной в квитанции.

Новые правила: сверх положенного платить не придется?

Новыми правилами установлена возможность расчета размера платы за отопление по показаниям индивидуальных приборов в домах, которые оснащены общедомовым прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами. То есть теперь вне зависимости от того, все ли квартиры оборудованы индивидуальными приборами учета, жители будут оплачивать только то тепло, которым они воспользовались. Таким образом, собственники получили «тепловую независимость» от своих соседей и вправе подать заявление на перерасчет оплаты, если до этого они за отопление переплачивали.

Теперь жители не будут платить и за тепло, которое они не получали?

Также новыми Правилами предоставления коммунальных услуг установлено, что платить за отопление только мест общего пользования смогут собственники жилых помещений, которые перешли на индивидуальное отопление, т.е. демонтировали приборы централизованного отопления, и собственники помещений, в которых технической документацией на дом не предусмотрены приборы отопления.

Ранее они оплачивали централизованное отопление как своей квартиры, так и мест общего пользования, а также за свой счет обеспечивали эксплуатацию индивидуальных источников тепловой энергии. То есть жители, которые перешли на индивидуальное отопление, демонтировав централизованное, к примеру убрав из своей квартиры все батареи, должны были платить за отопление не только общего имущества дома, но и принадлежащих им квартир. Тем самым они фактически оплачивали ту услугу, которая им не оказывалась.

Теперь эта проблема решена. Если собственник квартиры решил отключиться от общего централизованного отопления и обогревать свое помещение индивидуально, к примеру с помощью обогревателя «ветерок», то он не должен оплачивать централизованное отопление по нормативу, рассчитанному исходя из площади своей квартиры, как это было раньше. Он будет оплачивать отопление только небольшой части дома, относящейся к местам общего пользования (подъезд, лестничная площадка).

Новые правила действуют, несмотря на то что в Жилищный кодекс еще не внесли изменения?

Рассмотренные изменения нашли свое отражение в законопроекте о внесении изменений в ст. 157 Жилищного кодекса. В нем предлагается уточнить порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме.

В законопроекте указывается, что размер платы за отопление рассчитывается в порядке, который предусматривается Правилами предоставления коммунальных услуг, с учетом площади помещения собственника и объема потребленной им тепловой энергии. Объем потребления предлагается определять исходя из показаний коллективного или индивидуальных приборов учета либо одновременно обоих.

В случае принятия законопроекта вопрос порядка оплаты коммунальных услуг по отоплению будет решен окончательно. Так удастся исключить ситуации, когда собственники помещений в многоквартирных домах переплачивают за услуги, которые им фактически не оказывались либо оказывались в меньшем объеме.

Хотя поправки в Жилищный кодекс еще не приняты, и можно предположить, что вступят они в силу только с конца 2019 г., новые Правила уже действуют и обязательны для исполнения, поэтому собственники помещений в многоквартирных домах уже вправе рассчитывать на все благоприятные изменения.

Что делать, если плата за отопление завышается?

Несмотря на то что изменения в Правила уже вступили в силу, возможны ситуации, когда в квитанциях сумма за отопление остается завышенной. Такое может случиться из-за технических ошибок при формировании квитанций, по причине неосведомленности управляющей компании об изменениях законодательства либо осознанных злоупотреблений со стороны управляющей компании, рассчитывающей на незнание граждан о вступлении в силу нового порядка расчета платы за отопления.

В случае обнаружения в квитанции необоснованно высокой суммы необходимо обратиться в управляющую компанию, обслуживающую дом, с заявлением о перерасчете платы за отопление. В нем необходимо сослаться на постановление правительства 1 , которым были изменены Правила предоставления коммунальных услуг, а также сообщить о намерении обратиться в суд в случае отказа в удовлетворении заявления.

Если эти доводы окажутся неубедительными и заявление останется без удовлетворения, то необходимо обратиться в суд по своему месту жительства (месту нахождения помещения, с которым связан спор) с исковым заявлением к управляющей компании об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу (отопление).

1 Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2018 г. № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме».

Как рассчитать оплату за отопление по своей квартире?

Вопрос о расчете размера платы за отопление является очень важным, так как суммы по данной коммунальной услуге потребители получают зачастую довольно внушительные, в то же время не имея никакого понятия, каким образом производился расчет.

С 2012 года, когда вступило в силу Постановление Правительства РФ от 06 мая 2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» порядок расчета размера платы за отопление претерпел ряд изменений.

Несколько раз менялись методики расчета, появлялось отопление, предоставленное на общедомовые нужды, которое рассчитывалось отдельно от отопления, предоставленного в жилых помещениях (квартирах) и нежилых помещениях, но затем, в 2013 году отопление вновь стали рассчитывать как единую коммунальную услугу без разделения платы.

Расчет размера платы за отопление менялся с 2017 года, и в 2019 году порядок расчета вновь изменился, появились новые формулы расчета размера платы за отопление, в которых разобраться обычному потребителю не так уж и просто.

Для того чтобы рассчитать размер платы за отопление по своей квартире и выбрать нужную формулу расчета необходимо, в первую очередь знать:

1. Имеется ли на Вашем доме централизованная система теплоснабжения?

Это означает поступает ли тепловая энергия на нужды отопления в Ваш многоквартирный дом уже в готовом виде с использованием централизованных систем или тепловая энергия для Вашего дома производится самостоятельно с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

2. Оборудован ли Ваш многоквартирный дом общедомовым (коллективным) прибором учета, и имеются ли индивидуальные приборы учета тепловой энергии в жилых и нежилых помещениях Вашего дома?

Наличие или отсутствие общедомового (коллективного) прибора учета на доме и индивидуальных приборов учета в помещениях Вашего дома существенно влияет на способ расчета размера платы за отопление.

3. Каким способом Вам производится начисление платы за отопление – в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года?

Способ оплаты за коммунальную услугу по отоплению принимается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. То есть, в различных регионах нашей страны плата за отопление может начисляться по разному – в течение всего года или только в отопительный период, когда услуга фактически предоставляется.

4. Имеются ли в Вашем доме помещения, в которых отсутствуют приборы отопления (радиаторы, батареи), или которые имеют собственные источники тепловой энергии?

Именно с 2019 года в связи с судебными решениями, процессы по которым проходили в 2018 году, в расчете стали участвовать помещения, в которых отсутствуют приборы отопления (радиаторы, батареи), что предусмотрено технической документацией на дом, или жилые и нежилые помещения, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации. Напомним, что ранее методики расчета размера платы за отопление не предусматривали для таких помещений отдельного расчета, поэтому начисление платы осуществлялось на общих основаниях.

Для того чтобы информация по расчету размера платы за отопление была более понятна, мы рассмотрим каждый способ начисления платы отдельно, с применением той или иной формулы расчета на конкретном примере.

При выборе варианта расчета необходимо обращать внимание на все составляющие, которые определяют методику расчета.

Ниже представлены различные варианты расчета с учетом отдельных факторов, которые и определяют выбор расчета размера платы за отопление:

Расчет №1 Размер платы за отопление в жилом/нежилом помещении, ОДПУ на многоквартирном доме отсутствует, расчет размера платы осуществляется в течение отопительного периода. Ознакомиться с порядком и примером расчета →

Расчет №2 Размер платы за отопление в жилом/нежилом помещении, ОДПУ на многоквартирном доме отсутствует, расчет размера платы осуществляется в течение календарного года (12 месяцев). Ознакомиться с порядком и примером расчета →

Расчет №3 Размер платы за отопление в жилом/нежилом помещении, на многоквартирном доме установлен ОДПУ, индивидуальные приборы учета во всех жилых/нежилых помещениях отсутствуют, плата за отопление производится в течение отопительного периода. Ознакомиться с порядком и примером расчета →

Расчет №3-1 Размер платы за отопление в жилом/нежилом помещении, на многоквартирном доме установлен ОДПУ, индивидуальные приборы учета во всех жилых/нежилых помещениях отсутствуют, плата за отопление производится равномерно в течение календарного года. Ознакомиться с порядком и примером расчета →

Читайте также:  Ипотека на земельные участки: можно ли взять землю в ипотеку под строительство дома

Расчет №4 Размер платы за отопление в жилом/нежилом помещении, на многоквартирном доме установлен ОДПУ, индивидуальные приборы учета установлены не во всех помещениях многоквартирного дома, плата за отопление производится в течение отопительного периода. Ознакомиться с порядком и примером расчета →

Расчет №4-1Размер платы за отопление в жилом/нежилом помещении, на многоквартирном доме установлен ОДПУ, индивидуальные приборы учета установлены не во всех помещениях многоквартирного дома, плата за отопление производится в течение календарного года. Ознакомиться с порядком и примером расчета →

Расчет №5 Размер платы за отопление в жилом/нежилом помещении, на многоквартирном доме установлен ОДПУ, индивидуальные приборы учета установлены всех жилых/нежилых помещениях многоквартирного дома. Ознакомиться с порядком и примером расчета →

Конституционный суд РФ ввел ОДН по отоплению

Яростные споры между потребителями и управляющими организациями (УО), между потребителями и ресурсоснабжающими организациями (РСО), межу органами государственного надзора (ГЖН) и управляющими организациями, в том числе и судебные, о правильности начисления платежей за отопление в многоквартирных домах (МКД) продолжаются не один год.

Верховный и Конституционный суды РФ неоднократно рассматривали дела и принимали весомые для дальнейшей правоприменительной практики судебные акты по данному вопросу, в том числе и по конкретным делам и делам об оспаривании норм действующего законодательства.

В нашем блоге не так давно размещалось несколько статей по данной теме: статья о неначислении платежей за отопление при самостоятельном переходе собственников многоквартирных домов (МКД) на индивидуальное отопление, статья об оплате за отопления при отсутствии радиаторов отопления, статья о признании абзаца 3 пункта 42 (1) Правил 354 неконституционным.

И вот снова очередной спор, вернее, два спора по вопросу начисления за отопление рассмотрены Конституционным судом РФ (далее — КС РФ), в результате которого вынесено Постановление № 46-П/2018 от 20 декабря 2018 года «по делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан В.И. Леоновой и Н.Я. Тимофеева», которым признан не соответствующим Конституции РФ абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года (далее — Правила 354).

В соответствии с абзацем вторым пункта 40 Правил 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В поданных жалобах потребители обжаловали приведенную норму из-за следующих причин: в квартире В.И. Леоновой, которая ранее являлась нежилым помещением, используемым в качестве магазина, и не была подключена к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирного дома и внутридомовым инженерным системам отопления, установка такого источника произведена в 2002 году за счет ее средств на основании разрешения, выданного МУП «Служба единого заказчика» жилищно-коммунального хозяйства города Таганрога, и технических условий, предоставленных ОАО «Таганрогмежрайгаз», по проекту, выполненному НПП «Тагэкспертгаз».

В квартире Н.Я. Тимофеева работы по устройству автономного отопления произведены в 2005 году в соответствии с проектом, выполненным ОАО «Чувашсетьгаз», с учетом технических условий на проектирование газоснабжения, предоставленных филиалом «Канашмежрайгаз» ОАО «Чувашсетьгаз», а также технических условий на перевод жилого помещения на индивидуальное отопление, предоставленных администрацией города Канаш Чувашской Республики.

То есть, переустройство помещений собственников МКД произведено на законных основаниях согласно действующему на тот момент законодательству, до введения действующего Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ), Правил 354 и Федерального Закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении). Однако с введением данных нормативно-правовых актов (НПА) такой переход на автономное отопление даже при наличии разрешительной документации стал противоречить нормам закона.

Какое-то время после установки автономного отопления платежи за коммунальную услугу по отоплению потребителям не начислялись, однако соответствующие платежи стали начисляться В.И. Леоновой – с января 2017 года управляющей компанией, Н.Я. Тимофееву – с октября 2014 года ресурсоснабжающей организацией.

Оба потребителя подали иски о незаконности начислений и защите своих прав на основании Закона о защите прав потребителей (далее — Закон о ЗПП). В результате судебных разбирательств судами вынесены решения не в пользу потребителей, незаконность переустройства помещений которых была подтверждена в судебных актах. Также суды признали неправомерным неначисление платежей за отопления указанным гражданам. В.И. Леоновой отказали в иске о признании действий УО по начислению платежей за отопление незаконным, с Н.Я. Тимофеева была взыскана задолженность за отопление в пользу РСО за несколько лет.

Неудовлетворенные несправедливым, по их мнению, решением судов, потребители оспорили конституционность абз. 2 п. 40 Правил 354, в силу которой потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Конституционный суд РФ пришел к выводу о неконституционности оспариваемого абзаца второго пункта 40 Правил 354 на основании следующего:

на государстве в лице органов законодательной и исполнительной власти лежит обязанность обеспечить необходимые правовые, организационные и экономические условия для приобретения гражданами коммунальных ресурсов (коммунальных услуг) в объеме, достаточном для удовлетворения их жизненных потребностей, и надлежащего качества;

Конституция РФ возлагает на государство обязанность создавать условия для максимально эффективного потребления энергетических ресурсов, в том числе посредством их учета в сфере жилищно-коммунального хозяйства, . природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, . каждый обязан бережно относиться к природным богатствам;

нормативное регулирование отношений в сфере снабжения энергетическими ресурсами должно осуществляться с учетом необходимости соблюдения конституционного права граждан на жилище, охраны частной собственности, рационального использования природных ресурсов – должно основываться … принципах определенности, справедливости и соразмерности вводимых ограничений конституционно значимым целям, с тем чтобы достигался разумный баланс имущественных интересов участников данных отношений применительно, среди прочего, к порядку определения объема потребляемого собственниками и пользователями помещений в МКД коммунального ресурса и взимаемой за него платы (Постановление от 10 июля 2018 года № 30-П, Определение от 10 октября 2017 года № 2256-О и др.);

при принятии . нормативных актов, . Правительство РФ не может действовать произвольно, – оно обязано руководствоваться фундаментальными принципами верховенства права, юридического равенства и справедливости, в силу которых ограничения имущественных прав потребителей коммунальных услуг обусловливаются защитой конституционно значимых ценностей, . осуществляемое правовое регулирование должно отвечать требованиям ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам правоотношений из содержания конкретных нормативных положений. ;

норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях определяется по формулам, которые в качестве элемента расчета содержат общую площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД и количество тепловой энергии, необходимой для отопления такого дома в целом (пункты 3 и 18 приложения № 1), и тем самым позволяют исчислять единый норматив потребления данной коммунальной услуги без применения отдельного норматива ее потребления на общедомовые нужды;

специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, . обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в МКД от коммунальной услуги по отоплению и тем самым – невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии; соответственно, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом непосредственного использования этого помещения собственником или пользователем (Постановление от 10 июля 2018 года № 30-П);

действующее нормативное регулирование отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в МКД коммунальной услуги по отоплению исходит из необходимости возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию (иные коммунальные ресурсы, используемые при производстве услуги по отоплению), совокупно расходуемую на обогрев как обособленных помещений, так и помещений вспомогательного использования;

такая правовая модель, будучи основанной на презумпции присоединения к внутридомовой системе отопления всех жилых помещений подключенного к централизованным сетям теплоснабжения МКД и, как следствие, на презумпции потребления поступающей в дом тепловой энергии для обогрева каждого жилого помещения, не учитывает возможность существования в многоквартирном доме одного или нескольких жилых помещений, в которых в законном порядке установлен индивидуальный квартирный источник тепловой энергии – … при этом тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям теплоснабжения, непосредственно для обогрева данных помещений не расходуется;

одним из условий возникновения обязанности собственника или пользователя отдельного помещения в МКД, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, оплатить коммунальную услугу по отоплению является фактическое потребление поступающей в этот дом тепловой энергии для обогрева конкретного помещения при помощи подключенного к внутридомовой инженерной системе отопления внутриквартирного оборудования и (или) теплоотдачи от расположенных в помещении элементов указанной системы;

действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления. . В настоящее время правовое регулирование . закрепляет основные требования к подключению к системе теплоснабжения и устанавливает запрет перехода на отопление жилых помещений в МКД с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии . при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения МКД, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения;

достижение баланса интересов тех из них, кто перешел на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, и собственников или пользователей остальных помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения в МКД предполагает в том числе недопустимость такого использования данных источников, при котором не обеспечивается соблюдение нормативно установленных требований к минимальной температуре воздуха. и вследствие этого создается угроза не только нарушения надлежащего температурного режима, . но и причинения ущерба зданию в целом и его отдельным конструктивным элементам (например, их промерзание или отсыревание по причине отключения. и т.п.).

установка индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в жилых помещениях, расположенных в МКД, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым инженерным системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в МКД;

необходимость достижения конституционно одобряемых целей. предполагает такое правовое регулирование отношений, . которое учитывало бы при исчислении платы за коммунальную услугу по отоплению возможность установки собственниками и пользователями жилых помещений в МКД, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, индивидуальных квартирных источников тепловой энергии для отопления конкретного помещения и обеспечивало бы при установлении факта неиспользования этими лицами тепловой энергии, поступающей в МКД . для обогрева принадлежащих им жилых помещений – если нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюденысоразмерное снижение подлежащей внесению ими платы за коммунальную услугу по отоплению, имея в виду возложение на них лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в МКД.

В итоге КС РФ признал: «. Таким образом, абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1–3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении, с одной стороны, и, с другой – платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения подобного рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения».

Читайте также:  Компенсация на оплату коммунальных услуг, квартплату

Конституционный Суд РФ полагает необходимым установить следующий порядок и особенности исполнения настоящего Постановления:

Правительству РФ надлежит . незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений – при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, – лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в МКД.

До внесения в правовое регулирование надлежащих изменений – . собственники и пользователи жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения МКД, которые перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, не освобождаются от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды.

Исчисление подлежащей внесению такими лицами платы за коммунальную услугу по отоплению должно производиться на основе методических рекомендаций по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии, которые должны быть утверждены в кратчайшие сроки Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Соответственно, КС РФ указал на необходимость пересмотра судебных решений в отношении заявителей с учетом признания неконституционности обжалуемой нормы закона. Кроме того, все вынесенные на основании неконституционной нормы решения судов также подлежат пересмотру, если кто-то из сторон заявит об этом в рамках своих дел. При пересмотре таких дел судам необходимо руководствоваться утвержденными Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ методическими рекомендациями по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии, которые будут (?!) приняты в кратчайшие сроки.

Насколько будут соблюдены указания Конституционного суда РФ о кратчайших сроках и незамедлительном внесении изменений в действующее законодательство РФ увидим в ближайшее время.

После вынесенного 10 июля 2018 года Конституционным судом РФ Постановления о неконституционности абзаца третьего пункта 42(1) Правил 354 только 28.12.2018 года Постановлением Правительства РФ № 1708 внесены изменения, в которых еще предстоит разобраться правоприменителям (вступают в силу с 01 января 2019 года). Хотя в указанном судебном акте и не применялись слова «незамедлительно» и «в кратчайшие сроки».

Насколько затянутся указанные в рассматриваемом Постановлении КС РФ эти «кратчайшие сроки» пока неизвестно. А до этого момента опять никому неясно, каким образом начислять ОДН по отоплению тем потребителям, которые перешли на индивидуальное отопление с соблюдением норм закона.

Было бы разумнее установить конкретные сроки для исполнения Постановления по вопросу внесения изменений в законодательство, но разве можно указывать столпам законодательной и исполнительной власти в нашей стране, даже Высшему суду страны…

С уважением, Ильмира Носик.

Компания «Бурмистр.ру» продолжает прием заявок на «Закрытую Ветку-2019». Оформить заявку можно по ссылке.

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

За отопление можно платить по счетчикам. Даже если у соседей их нет

Конституционный суд разобрался с оплатой отопления в квартирах. Теперь жильцы всех домов, построенных или капитально отремонтированных с 2012 года, будут платить по своим счетчикам, а не по нормативам. Та норма, из-за которой всех заставляли платить без учета показаний счетчиков в квартирах, признана неконституционной. Хотя ее в свое время утвердило правительство и прописали в жилищном кодексе.

Источник:
Постановление КС № 30-ПPDF, 289 КБ

Все это время норма нарушала права собственников, и они переплачивали. А один собственник не стал с этим мириться, прошел несколько инстанций, дошел до Конституционного суда и добился справедливости для всех. Теперь закон будут менять, но сэкономить можно уже сейчас: в некоторых регионах за отопление платят даже летом в жару.

Как вообще платят за отопление в квартире?

Об этом написано в жилищном кодексе и постановлении правительства. Для расчета берут показания счетчиков или нормативы.

Если в доме нет счетчиков на отопление, все платят по нормативам. Тогда вообще не считают, сколько энергии ушло на конкретный дом и квартиру.

Для домов с общедомовым счетчиком есть два варианта расчета платежей за отопление в квартирах.

Если счетчики на отопление стоят в каждой квартире. Все жильцы платят по своим показаниям. Им не навяжут нормативы и не будут распределять общий объем ресурсов пропорционально площади. Сколько тепловой энергии потрачено, столько и надо оплатить. Кто-то уехал или любит, чтобы было прохладно, — тогда заплатит меньше. А у кого-то маленькие дети и угловая квартира, поэтому трубы нужны горячие — значит, придется платить больше.

Если счетчиков во всех квартирах нет. Например, если их нет хотя бы в двух квартирах, то берут общие показания и делят на все квартиры. Не считают, кто сколько потратил: чем больше квартира, тем больше нужно заплатить. Даже если в квартире никто не жил всю зиму, все равно нужно платить по полной.

Справедливо же. В чем проблема?

Проблема была у тех жильцов, которые поставили себе счетчики или сразу купили квартиру в новом доме со счетчиками на отопление. Например, по закону все дома, построенные с 2012 года, или если в них сделали капитальный ремонт, обязательно оснащены индивидуальными счетчиками на отопление — каждая квартира.

И вот все жильцы платят себе по своим показаниям. А потом их хитрые соседи берут и демонтируют счетчики. И нет у них больше приборов учета и показаний.

Для тех жильцов, которые продолжали беречь тепло и экономить, моментально менялась формула оплаты. Они больше не могли платить по своим показаниям, потому что теперь не все квартиры в доме были оснащены счетчиками. А в правилах так и написано: по своим показаниям можно платить, только если счетчики во всех квартирах.

Из-за нескольких неэкономных соседей остальные начинали переплачивать. Теперь показания общедомового счетчика делили пропорционально на все квартиры.

Вот это правило и решил обжаловать один из жильцов такого дома. Он не хотел переплачивать из-за соседей и пошел по инстанциям. Требовал, чтобы управляющая компания пересчитала ему плату за отопление и учла показания его счетчика. Мужчине отказывали везде, даже в Верховном суде. Все говорили одно и то же: есть закон, есть правила, их надо соблюдать. Простите-извините, помочь не можем, из-за соседей вы будете платить не только за себя, но и за того парня.

Что сказал Конституционный суд?

Обратиться в Конституционный суд можно не с любой жалобой и не по любому поводу, но тут основания нашлись. В этот раз собственник просил признать формулу для расчета отопления неконституционной. Получается, что из-за хитрости одних людей страдают другие — экономные и законопослушные. И действующее законодательство ущемляет их интересы.

Вот какие выводы сделал Конституционный суд:

  1. Государство регулирует расчет платежей за услуги ЖКХ , но должно делать это с учетом интересов всех собственников.
  2. Людей нужно стимулировать к тому, чтобы они ставили счетчики. Это помогает беречь ресурсы и справедливо считать плату за них.
  3. Кто не ставит счетчики, должен платить больше.
  4. Счетчики на отопление можно поставить не во всех домах: это технически сложно и дорого. Поэтому требование ставить их в обязательном порядке касается только домов, которые сдали с 2012 года. Или после капремонта.
  5. Если есть счетчик, собственник рассчитывает, что он будет платить по показаниям. Тогда он станет экономить тепло, а взамен получит возможность платить только за фактически использованные ресурсы. Так государство добьется бережного отношения к тепловой энергии.
  6. Формула, которая заставляет платить за квартиру со счетчиком не по своим показаниям, а по общим, нарушает права жильцов. Те, кто демонтировали счетчики, фактически переложили на соседей часть своих платежей.

Итог. Надо менять закон и правила. Те, у кого есть счетчики на отопление, должны платить по своим показаниям и не зависеть от хитрых соседей.

Как теперь нужно платить за отопление?

Пока закон не изменили, но выводы Конституционного суда действуют уже сейчас, до поправок.

Если все квартиры в доме изначально были оснащены счетчиками на отопление, а потом кто-то из жильцов его демонтировал, то платежи будут начислять так.

Для квартир со счетчиками — по индивидуальным показаниям. Теперь не имеет значения, что у соседей их нет, хотя раньше были.

Для квартир без счетчиков — по нормативам. То есть даже не по общим показаниям, разделенным на все квартиры, а как будто во всем доме вообще нет прибора учета.

Это касается вообще всех домов? Можно поставить счетчик и платить по показаниям?

Нет, решение Конституционного суда касается только тех домов, которые сданы или отремонтированы с 2012 года . В них по закону должны быть счетчики, и жильцы обязаны их сохранить. Кто не сохранил, теперь поплатится.

Если в доме не было счетчиков на отопление и все платили пропорционально площади квартиры, просто поставить себе счетчик и платить по своим показаниям не получится. Для таких случаев и дальше будет действовать формула из п. 42.1 правил № 354. Пока ее признали незаконной только для конкретных случаев с хитрыми соседями.

А можно не платить за отопление подъезда, если уезжаешь или просто не хочешь. Не нужен мне теплый подъезд

Нет, за общедомовые нужды придется платить всем. Этот вопрос Конституционный суд тоже рассмотрел.

Он объяснил, что отапливать подъезд и нежилые помещения важно для всех. Это делают не только для обогрева, но и для поддержания конструкций и коммуникаций в нормальном состоянии. Даже если жильцы уехали на всю зиму, они все равно обязаны платить за содержание общего имущества. За счет этого в доме будут исправные трубы, сухие стены и надежные перекрытия.

Индивидуальный прибор учета не может показать, сколько тепловой энергии потрачено на общедомовые нужды в расчете на конкретную квартиру. Поэтому ориентируются на общие счетчики. Отказаться от оплаты отопления для общедомовых нужд нельзя, пересчитать ее на время отъезда — тоже. Тут все законно.

Как установить счетчики на отопление во всем доме, чтобы платить меньше?

Формула расчета оплаты не изменится. Ее просто уточнят или добавят новую, специально для домов, которые уже должны быть со счетчиками по закону. Если ваш дом к таким не относится, заставить всех жильцов установить счетчики нельзя: нужно проводить собрание, а потом все это оплачивать. Установка счетчиков в квартирах — всегда за счет собственников. По закону есть рассрочка, но это зависит от управляющей компании.

Чтобы все платили по счетчикам, управляющая компания должна провести работу. Это ее обязанность по закону: делать так, чтобы дом экономил ресурсы. Поэтому лучше всего начать с обращения в управляющую компанию. Там объяснят, что делать, чтобы платить по счетчикам даже за отопление. Но сами по себе счетчики в квартирах не появятся.

Всегда есть смысл разобраться с платежами за услуги ЖКХ . Даже если в квартирах не получается установить счетчики на тепло, может оказаться, что и за весь дом вы платите по нормативам, хотя есть общий счетчик и можно платить за фактическое потребление.

Ссылка на основную публикацию