Жилье сиротам: основания и порядок предоставления и основные проблемы

Проблемы обеспечения благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Дата публикации: 11.05.2019 2019-05-11

Статья просмотрена: 464 раза

Библиографическое описание:

Алекберов Р. А. Проблемы обеспечения благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Молодой ученый. — 2019. — №19. — С. 186-189. — URL https://moluch.ru/archive/257/58758/ (дата обращения: 02.03.2020).

Проблема обеспечения благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей безусловно была и будет одной из самых важных и значимых в области защиты прав данной категории людей.

Невзирая на определённое законодательное закрепление права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение их благоустроенным жильём, реализация данного вопроса остается неурегулированной должным образом.

Нормативно-правовая база, регулирующая вопрос обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включает в себя Конституцию РФ, предусматривающую право каждого ребенка на социальную защиту со стороны государства, Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004г. № 188-ФЗ [2], Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ [3] (в части сохранения права собственности несовершеннолетнего на жилое помещение), Федеральный закон от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [4] (далее — № 159-ФЗ от 21.12.1996г.), Федеральный закон от 29.02.2012г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — № 15-ФЗ от 29.02.2012г.) [5], Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г. № 1203 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» [7], в последующем изменённое, а так же другие российские и международные нормативно-правовые акты.

На первый взгляд, такое широкое нормативно-правовое регулирование, гарантирующее и регулирующее защиту жилищных прав детей-сирот, несомненно, кажется весьма исчерпывающим, но на практике не позволяет в полной мере реализовать детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей предоставленное им право. На практике часто всплывают те или иные проблемы применения законодательства, требующие внесения изменений в законодательные акты с учетом практики их применения.

Рассмотрим некоторые основные проблемы, возникающие в области осуществления прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

Вступивший в силу 01.01.2013 года Федеральный закон от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внес поправки в нормативно-правовые акты РФ, касающиеся предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, равно как и лицам из их числа. Основным изменением стало предоставление благоустроенного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договору найма специализированных жилых помещений, а не по договору социального найма, как это было раньше, до 2013 года.

На первый взгляд договоры кажутся схожими, например для обоих видов договоров характерны следующие признаки: жилые помещения предоставляются по нормам площади жилого помещения по договору социального найма; наймодателем является орган государственной и муниципальной власти; типовые формы данных договоров разрабатываются Правительством РФ; закон определяет порядок заключения договоров; договором предусмотрена плата за жилое помещение.

Дети-сироты сразу после выпуска из детских домов и домов-интернатов должны быть обеспечены государством (муниципалитетом) жильем в виде жилых помещений в специализированном фонде. Но практика применения п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК о внеочередном предоставлении жилья детям-сиротам свидетельствует о том, что даже среди внеочередников организовалась очередь. Срок обеспечения их жильём иногда мог достигать 5–10 лет. Местные органы власти объясняют это тем, что, предоставив жилую площадь вне очереди обратившемуся в суд лицу, имеющему право на внеочередное обеспечение жильем, они нарушат права (жилищные) других лиц, обладающих таким же правом. Хотя Верховный Суд РФ разъяснял, что предоставление жилья вне очереди должно исключать включения гражданина в какую-либо очередь и лица, имеющие право на внеочередное предоставление жилья, должны быть обеспечены жилым помещением незамедлительно, сразу после возникновения такого права.

Как утверждают некоторые авторы, очень значимой проблемой в сфере осуществления прав детей сирот остается не урегулированность вопроса практической реализации их прав. Так как право определения порядка обеспечения жильем детей-сирот отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, нормы федерального законодательства на региональных уровнях зачастую трактуются по-разному [8]. Противоречащие друг другу нормы федерального и регионального законодательства остаются неясными для юридически-неграмотных детей-сирот и поэтому самостоятельно доказать свое право на получение жилья детям-сиротам весьма проблематично.

В качестве примера можно привести пункт 3 статьи 19 закона Кировской области от 4 декабря 2012 года № 222-ЗО [6], который гласит: «В списки органов опеки и попечительства муниципальных образований город Вятские Поляны, город Киров, город Кирово-Чепецк, город Котельнич, город Слободской могут быть включены лица, указанные в части 1 настоящей статьи, выявленные и первично учтенные в качестве детей, оставшихся без попечения родителей, соответственно на территории муниципального образования город Вятские Поляны, муниципального образования город Киров, муниципального образования город Кирово-Чепецк, муниципального образования город Котельнич, муниципального образования город Слободской», что по факту вообще является нарушением Конституции, в которой в статье 27 указано, что «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Для сравнения можно представить выдержку из п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года: «Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений». При этом важно заметить, что под местом жительства понимается фактическое место проживания, а не место регистрации (п. 12 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 4 2016 года, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ от 20.12.2016).

Отдельно стоит отметить, очень низкое качество предоставляемого детям-сиротам социального жилья. Обуславливается это недостаточным финансированием строительства жилья, предназначенного для социально-незащищенных групп населения, а также отсутствием заинтересованности застройщиков в строительстве такого рода домов, а именно отсутствие возможности извлечения прибыли. Так же затягивание сроков такого строительства будет являться причиной формирования очереди из нуждающихся.

Путь решения данной проблемы лежит в изменении подхода к порядку обеспечения жилыми помещениями социально-незащищенных групп населения, таких как дети-сироты, независимо от финансовых или социально-экономических показателей субъекта.

Относительно порядка предоставления жилья хотелось бы отметить отсутствие в законодательстве чётких сроков, в рамках которых лица, поставленные на очередь в качестве нуждающихся, будут обеспечены жилыми помещениями. Такой недочёт со стороны законодателя на долгие годы лишает детей-сирот возможности обрести жилье.

Все вышеуказанные проблемы препятствуют реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на предоставление жилых помещений вне очереди, а так же мешают Российской Федерации в полном объёме исполнять принятые на себя обязательства по Конвенции о правах ребенка и иным международным актам в сфере обеспечения прав детей, где Россия выразила приверженность участию в действиях и усилиях мирового сообщества по формированию комфортной среды для жизни детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Некоторые правовые проблемы предоставления жилья детям-сиротам Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Веремьева Олеся Андреевна

Дети, воспитывающиеся в интернатах, зачастую не имеют полноценного понятия о своих правах или не знают, куда обращаться за их реализацией. Проблема обеспечения детей-сирот жилым помещением является актуальной уже на протяжении многих лет. К сожалению, современные экономические показатели не могут в полной степени гарантировать защиту прав, в том числе и жилищных прав . Более того, до сих пор имеются значительные пробелы в законодательстве по наделению полномочий органов опеки и попечительства в отношении предоставления жилья детям-сиротам.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Веремьева Олеся Андреевна

Текст научной работы на тему «Некоторые правовые проблемы предоставления жилья детям-сиротам»

НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЬЯ ДЕТЯМ-СИРОТАМ

Веремъева Олеся Андреевна – студент, факультет юриспруденции, Саратовская государственная юридическая академия,

Аннотация: дети, воспитывающиеся в интернатах, зачастую не имеют полноценного понятия о своих правах или не знают, куда обращаться за их реализацией. Проблема обеспечения детей-сирот жилым помещением является актуальной уже на протяжении многих лет. К сожалению, современные экономические показатели не могут в полной степени гарантировать защиту прав, в том числе и жилищных прав. Более того, до сих пор имеются значительные пробелы в законодательстве по наделению полномочий органов опеки и попечительства в отношении предоставления жилья детям-сиротам. Ключевые слова: жилищные права, жилое помещение, защита и охрана детей, дети-сироты, органы опеки и попечительства.

Актуальность проблемы предоставления жилья детям -сиротам обуславливается тем, что в настоящем законодательстве четко не урегулирован данный порядок.

С каждым годом значимость института семьи, материнства и детства в современной России возрастает. При этом отсутствие четкой регламентации дает основание для возникновения ситуации с не предоставлением жилья для детей-сирот.

В данной статье мы хотим поднять проблему обеспечения жилым помещением детей-сирот.

1 Научный руководитель: Манько Ольга Владимировна – старший преподаватель, кафедра гражданского права ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, г.Саратов

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право на получение жилья после того, как выпустится из образовательного учреждения либо демобилизуется с воинской службы.

Жилье предоставляется по договору социального найма, который действует до 5 лет. Важно отметить, что после истечения 5-летнего периода жилая площадь, предоставленная ребенку, может перейти в бессрочное пользование.

Существенным недостатком законодательства является то, что если ребенок не успел встать в очередь на получение жилого помещения, то после 23 лет он теряет право получить жилье. При этом в законе оговаривается, что органы опеки и попечительства могут по своему усмотрению ставить детей на учет в качестве нуждающихся, что порождает право, а не обязанность.

ФЗ № 15-ФЗ предписывается единый механизм формирования списка льготников. Однако практика учета детей-сирот в субъектах РФ складывается неодинаково.

Судебная практика показывает многочисленные и значительные упущения в работе органов опеки и попечительства и иных органов, ответственных за выявление и учет льготников.

Так, например, в 2016 году в Сахалинской области было рассмотрено дело по иску Журавлевой О.В. к Администрации Корсаковского городского округа, Министерству финансов Сахалинской области о возложении обязанности по выделению субвенций на обеспечение жилым помещением и предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Журавлева О.В. в силу психического заболевания объективно самостоятельно не могла узнать о своем праве на предоставление жилого помещения и своевременно встать на учет в качестве нуждающейся, оставшейся без попечения родителей. Администрация не предприняла мер по включению в список на получение жилья.

Тем самым, права Журавлевой О.В. были нарушены, суд принял решение удовлетворить иск и обязать выделить

Администрации Корсаковского городского округа субвенцию на обеспечение Журавлевой О.В. благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Таким образом, мы видим, что в законодательстве имеются существенные недостатки. Органы государственной власти в области защиты прав детей-сирот, в частности органы опеки и попечительства, не наделены обязанностью предпринимать все меры по выявлению и включению ребенка в соответствующий список.

Считаем, что необходимо закрепить в императивном порядке обязанность постановки на учет детей-сирот органами местного самоуправления на федеральном и региональном уровнях по достижении нуждающихся 14 лет1.

Таким образом, вступивший в силу с 1 января 2013 года новый порядок жилищного обеспечения детей-сирот породил множество проблем, которые имеют актуальность и по сегодняшний день.

Многие дети-сироты из-за своей невнимательности или недобросовестности органов опеки и попечительства даже не знают о своем праве на получение жилого помещения.

Некоторые сироты стоят в очереди в течение многих лет и даже к старости не получают его, потому что теперь они не получают жилье во внеочередном порядке, так как данная норма была исключена из Жилищного кодекса сравнительно недавно.

Значительным пробелом в законодательстве является то, что не установлен срок предоставления жилого помещения детям-сиротам. Проблема в том, что количество жилья в каждом регионе выделяется в соответствии с местным бюджетом.

Считаем, что выдвинутые проблемы, прежде всего, необходимо закрепить на законодательном уровне, а именно – 1) обязать органов опеки и попечительства самостоятельно ставить на учет детей-сирот в качестве нуждающихся в

1 См.: Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

жилых помещениях; 2) установить общий срок для предоставления жилых помещений детям-сиротам.

1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 29.12.2015) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/ (дата обращения: 12.05.2019 г.)

2. Зуев И. Дети улицы. // Родная газета – №19(155) -25.05.2013. С. 16-21.

3. Мамаева А.К. Реализация жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: проблемы теории и практики: Автореф. дисс. канд. юр. наук. -Владикавказ, 2011. С. 3-12.

А.В. Корниенко: Проблема обеспечения жильем детей-сирот – наша общая проблема

Выступление депутата фракции КПРФ А.В. Корниенко на пленарном заседании Государственной Думы 23 марта 2018 года.

– Многотысячные и многолетние очереди на жилье, в которых стоят люди, имеющие право в соответствии с действующими законами на его получение от государства, в нашей стране уже стали обычным делом и никого не удивляют. Например, в них годами стоят военнослужащие и граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера.

Читайте также:  Программа "Жилище": условия и порядок оформления участия в программе

Однако особенно показательно, когда в таких очередях долгие годы находятся те, кого поддержать, кроме государства, некому – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

В последние годы наблюдается тенденция роста очередей и уменьшения числа обеспеченных жильем при фактически не растущем объеме финансирования. Темпы жилищного обеспечения не только не позволяют сократить очередь, но даже не перекрывают ее рост. По имеющейся на настоящий момент статистике за 2016 год, на начало года в очереди на жилье по России состояло 229 тыс. человек, на конец года – уже 247 тыс. Жильем за год обеспечено всего 25 тыс.

На мой взгляд, сложившаяся ситуация наглядно демонстрирует целый комплекс проблем в работе государственной системы. Здесь воплотилось всё: и непродуманность вопросов финансового обеспечения с возложением основного объема затратных полномочий на регионы, и отсутствие четкого, единого для всей страны порядка учета детей-сирот, и единых правил формирования и распределения жилищного фонда, в силу чего практика регионов весьма разнится, и, ну куда же от этого деться – коррупция и халатность.

Остановлюсь на этом подробнее.

В последние несколько лет в мой адрес поступает массовый поток жалоб от детей-сирот из Приморского края, которым после окончания учебных и воспитательных учреждений или армии, кроме, простите, исправительных колоний и вокзалов, стало негде жить. Полагаю, другие депутаты также получают аналогичные письма.

В ряде субъектов Федерации на сегодняшний день очереди превышают 5 тыс. человек. Среди проблемных регионов Краснодарский край, Саратовская область, Свердловская область, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Забайкальский край, Приморский край и другие.

В Приморском крае, например, тенденция к увеличению числа граждан из числа детей-сирот, состоящих в списке на получение жилья, сохраняется уже в течение нескольких лет: в 2014 году – 2,5 тыс. человек, в 2016 году – 4 тыс., в 2018 году – уже 6,5 тыс. Во многих регионах картина похожая.

Часто для получения жилого помещения гражданам приходится массово обращаться в суд, так как при наличии судебного решения жилье можно получить даже раньше тех, кто дольше стоит в очереди.

Источники проблемы можно поделить на несколько частей. Во-первых, это скудность финансового обеспечения данных обязательств.

С 2015 по 2017 годы федеральный бюджет выделял на жилье сиротам по 6,9 млрд. руб. ежегодно, даже не индексируя данную цифру. В текущем году заложено всего на 200 млн. больше.

Вместе с тем, по оценке Счетной палаты Российской Федерации, субъектам требуется более 140 млрд. рублей для решения проблемы. Учитывая, что совокупные расходы в целом по Российской Федерации на обеспечение детей-сирот жильем ежегодно падают и составили, к примеру, в 2014 году 32 млрд. рублей, в 2015м – 27,4 млрд., в 2016м – 26,8 млрд., сложно ожидать, что субъекты РФ в ближайшее время изыщут необходимые средства.

Депутаты фракции КПРФ неоднократно вносили поправки к проектам законов о федеральном бюджете на очередной год, направленные на увеличение финансирования жилищного обеспечения детей-сирот хотя бы в два раза по сравнению с имеющимся уровнем, но они, как Вы догадываетесь, ни разу приняты не были.

Зато миллионы рублей из бюджетов субъектов ежегодно уходят на выплаты крупных штрафов Федеральной службе судебных приставов за неисполненные решения судов, которые они просто не в состоянии исполнить с таким финансированием. Полагаю, только на суммы этих штрафов не один десяток сирот по стране можно было бы обеспечить жильем. Вот такой бесполезный круговорот бюджетных денег в нашей стране.

Помимо финансового аспекта, имеются сложности нормативного и организационного характера, которые не раз отмечались Счетной палатой Российской Федерации.

Во-первых, это отсутствие федерального органа исполнительной власти, полномочного осуществлять нормативно-правовое регулирование, установление единых подходов в принятии детей-сирот на учет, приобретении и распределении жилья.

В субъектах РФ вопросами реализации полномочий по обеспечению детей-сирот жильем занимаются различные органы, а иногда сразу несколько ведомств, курирующих вопросы образования и науки, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, земельно-имущественных отношений. В ряде регионов полномочия по освоению выделенных средств переданы на муниципальный уровень. У каждого региона свои представления об учете детей-сирот и порядке их жилищного обеспечения.

Межведомственное взаимодействие не всегда налажено хорошо. Имеются случаи включения одних и тех же лиц в списки на получение жилья в разных муниципальных образованиях или субъектах федерации. Расходятся данные статистики федерального, субъектового и муниципального уровней.

Например, по информации Министерства образования и науки, в 2016 году в Приморском крае обеспечен жильем 451 человек, а по сведениям органов власти Приморского края – 522 человека. Какая из цифр достоверная, сказать трудно.

Очевидно, в данных условиях точно определить объемы денежных средств для удовлетворения потребности в жилье и оценить результативность деятельности субъектов Российской Федерации, крайне сложно.

Кстати, по итогам выявленных Счетной палатой недостатков механизма обеспечения жильем детей-сирот в феврале 2017 года Президент РФ В.В. Путин давал конкретные поручения по их устранению. Результатов их выполнения пока мы не видим.

Немало портят ситуацию с обеспечением жильем сирот правонарушения, коррупция и халатность, выраженные в выявляемых правоохранительными органами фактах хищений бюджетных средств, приобретения жилых помещений по завышенным ценам, предоставлении не пригодных для проживания квартир, невключении детей-сирот в списки на получение жилья. Очевидно, что существующий контроль за расходованием бюджетных средств в данной сфере является недостаточным. Кстати, на этот счет также есть поручение Президента органам прокуратуры.

Таким образом, проблема обеспечения жильем детей-сирот носит комплексный характер и должна решаться комплексно.

Прежде всего, необходимо увеличение финансирования из федерального бюджета. К сожалению, без этого переломить тенденцию роста очередей на жилье будет невозможно.

Уже сейчас регионы, в особенности находящиеся в сложных климатических условиях, испытывают серьезную нагрузку на бюджеты ввиду необходимости реализации мер по повышению МРОТ до прожиточного минимума, с учетом обязательных начислений на данную величину районных коэффициентов и процентных надбавок, а также несут большое количество других затратных обязательств. В данных условиях ждать от них существенного увеличения финансирования жилищного обеспечения детей-сирот не приходится.

Некоторые из субъектов изыскали возможность предоставления частичной компенсации детям-сиротам на съем жилья до момента жилищного обеспечения. Однако таких регионов не более десятка. Считаю, что данная полезная инициатива должна получить федеральную поддержку и более широкое распространение.

Следует обратить внимание и на порядок расходования бюджетных средств. В настоящее время приоритетной формой освоения является покупка квартир на вторичном рынке. Это проще, но, в то же время, дороже, чем строительство нового жилья. Также при совершении сделок на вторичном рынке выше риск совершения коррупционных правонарушений, что подтверждается практикой правоохранительных органов.

Вместе с тем, ясно, что построить необходимые объемы нового жилья для полного погашения очередей в короткие сроки невозможно, и в субъектах существует проблема неосвоения той части бюджетных средств, которая выделяется именно на строительство. Очевидно, здесь следует искать новые подходы, создавать привлекательные условия для застройщиков. Например, в Приморском крае планируется вводить упрощенный порядок предоставления земельных участков для застройщиков, участвующих в строительстве жилья для социальных целей.

Правительство РФ в настоящее время разработало и внесло законопроект, который в случае его успешного принятия и реализации снимет ряд озвученных проблем, однако далеко не все, и в Комитетах при его обсуждении это уже отмечается.

В частности, законопроект не только не учитывает просьбы регионов о сокращении срока договора специализированного найма жилого помещения при соблюдении определенных условий, но и вводит возможность его неоднократного продления при наличии у нанимателя трудной жизненной ситуации. Полагаю, что без указания обстоятельств, в связи с которыми возможно такое продление, эту меру принимать нельзя. Также необходимо учитывать, что трудная жизненная ситуация может быть изначально обусловлена действиями органов власти, дающих жилье сиротам в маленьких и отдаленных населенных пунктах, где нет ни работы, ни социальной инфраструктуры.

В завершение хочу сказать, что проблема обеспечения сирот жильем – это не проблема субъектов РФ или каких-то отдельных органов власти. Это наша общая проблема. Мы все вместе должны проявлять жесткость и добиваться увеличения финансирования данного обязательства, обсуждать новые подходы и вносить в законы те изменения, которые действительно помогут решить проблему очередей. Призываю всех депутатов при обсуждении новых законодательных инициатив и бюджетов в Государственной Думе и в своих регионах обращать пристальное внимание на эту проблему, добиваться увеличения финансирования, делиться положительным опытом своих регионов и переносить позитивные идеи на федеральный уровень. Спасибо за внимание!

Проблемы нормативно-правового регулирования предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в субъектах Российской Федерации

Данная статья была скопирована с сайта https://www.sovremennoepravo.ru

Э.Г. КОРОТАЕВА,

студентка 3-го курса юридического факультета Волгоградского института бизнеса

Научный руководитель: декан юридического факультета, доцент кафедры гражданского права, кандидат юридических наук Н.А. Долгова

Одним из важнейших направлений государственной социальной политики Российской Федерации является защита имущественных и жилищных прав детей-сирот. В настоящее время в России разработана и принята законодательная база, определяющая права, льготы, дополнительные гарантии для указанной категории граждан в части обеспечения их жилыми помещениями. Однако в правоприменительной практике имеется ряд существенных проблем, не позволяющих в достаточной мере реализовать жилищные права детей-сирот[1].

Проблема получения жилья выпускниками интернатов и детских домов стоит в Российской Федерации достаточно остро. Дети-сироты, достигая 18-летнего возраста, сталкиваются со сложностями из-за нехватки социального жилья в региональных фондах. Несмотря на законодательное закрепление и признание данных прав, огромное количество сирот остается без жилья. Ежегодно из российских сиротских учреждений выпускается примерно около 10—15 тыс. сирот. По данным Счетной палаты РФ, в 2011 году, например, более 76% детей-сирот после выпуска не смогли получить положенное им жилье, следовательно, оказались на улице[2].

На уровне такого субъекта Российской Федерации, как Волгоградская область, продолжается рост численности детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Если на 1 января 2013 г. в Волгоградской области нуждалось в обеспечении жильем спецжилфонда 969 детей-сирот, то по состоянию на 1 апреля 2016 г. их количество возросло до 3693 человек. С учетом фактического обеспечения детей-сирот жильем за указанный период (778 человек) прирост нуждающихся в жилье за 2,5 года составил 2724 человека[3].

Задачу обеспечения жильем детей-сирот исполнительная власть всех субъектов России, в том числе и Волгоградской области, регулярно заявляет в своих пресс-релизах как приоритетную в социальной политике, но в действительности исполнить принятые на себя обязательства своевременно и качественно не может. В большинстве субъектов Российской Федерации ситуация крайне сложная. Особенно тяжело данная проблема решается в дотационных регионах, где объем собранных в бюджет доходов не позволяет на должном уровне решать социальные проблемы.

Тяжелая финансовая обстановка сложилась и в Волгоградской области. Например, в 2016 году потребность в финансировании мероприятий по обеспечению жильем всех детей-сирот составила более 4,1 млрд руб., при том что общий объем финансирования этих мероприятий в 2013—2016 гг. составил 1580,4 млн руб., из них 1101,7 млн руб. — средства областного бюджета, 478,7 млн руб. — средства федерального бюджета. Но бюджет Волгоградской области на 2016 год и плановый период 2017 года утвержден с предельным дефицитом, поэтому его исполнение осуществляется в условиях значительных ограничений[4].

Несмотря на законодательное закрепление прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья, а также на требования Президента РФ решить надлежащим образом данную проблему[5], год за годом наблюдается увеличение количества исков в суды, поданных органами прокуратуры в интересах данной категории лиц.

Однако даже получение на руки судебного решения по предоставлению жилья, выдача исполнительного листа и возбуждение исполнительного производства не решают жилищной проблемы данной категории лиц[6]. Исполнение требований исполнительных документов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, носит длящийся характер и предусматривает совершение последовательных действий, входящих в компетенцию нескольких органов власти субъекта Российской Федерации.

Исполнительные производства данной категории являются одним из сложнейших направлений работы судебных приставов-исполнителей.

Соблюдение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимает особое место в деятельности Федеральной службы судебных приставов, поскольку обеспечение их жилыми помещениями — одна из главных гарантий соблюдения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации. Например, в апелляционном определении Волгоградского областного суда от 11.09.2015 по делу № 33-10238/2015 указано, что «длительное непредставление истцу жилого помещения нарушает его конституционное право на предоставление жилья»4; в апелляционном определении Волгоградского областного суда от 15.05.2015 по делу № 33-5235/15 также констатируется, что «необеспечение несовершеннолетней жилым помещением свидетельствует о нарушении ее прав и законных интересов»[7]; в другом апелляционном определении от 11.10.2012 № 33-10165/2012 Волгоградский областной суд подчеркнул, что «данное право указанного лица гарантировано государством».

В Центральном управлении ФССП России и во всех его региональных отделениях в связи с социальной значимостью данного вопроса исполнительные производства о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находятся на особом контроле.

Изучение судебной практики, практики деятельности Центра правового консультирования и просвещения Волгоградского института бизнеса, уполномоченных по правам ребенка и по правам человека Волгоградской области, деятельности судебных приставов различных субъектов России позволило выделить основные проблемы в сфере нормативно-правового регулирования предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в субъектах Российской Федерации (с учетом федерального и административно-территориального устройства государства, опыта отдельных субъектов России, в том числе Волгоградской области).

1. Механизм реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты имеют право на предоставление благоустроенного жилья по окончании пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот или в приемных семьях. Такое право у них возникает, если они не имеют закрепленного за ними жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемое и сохраненное за ними жилое помещение невозможно (ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[8], п. 8 ч. 1 ст. 92, статьи 98.1, 109.1 ЖК РФ[9]).

Читайте также:  Налог при дарении: нужно ли платить налог на дарственную близким родственникам

До 2013 года полномочия по обеспечению жильем данной категории граждан исполняли местные власти. Жилье детям-сиротам предоставлялось из муниципального жилого фонда по договорам социального найма. К тому времени накопилось несколько сот судебных решений, по которым органы местного самоуправления обязаны были предоставить жилье.

С 2013 года жилье детям-сиротам предоставляется однократно на срок 5 лет по договору найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры или отдельного жилого дома на основании заявления ребенка по достижении им возраста 18 лет или до достижения этого возраста в случае обретения полной дееспособности (Федеральный закон от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[10]).

По истечении срока действия договора квартира исключается из перечня специализированного жилья и переходит в бессрочное пользование сиротой по договору социального найма. При этом предоставляемые государством квартиры нельзя приватизировать, продавать, менять или передавать третьим лицам каким-либо иным образом. Пункт о внеочередном предоставлении жилья в собственность детям-сиротам с 2013 года исключен.

Были случаи, когда детей-сирот заселяли в коммунальные квартиры. С 2015 года по законодательству детей-сирот заселяют в отдельные квартиры с хорошими условиями для проживания. Данные нововведения направлены на защиту интересов детей-сирот и государства, так как полученное ими жилье неоднократно становилось объектом преступных посягательств и махинаций. Нередко из-за своих действий по распоряжению имуществом сироты в силу различных причин (неопытность, незнание законодательства, недобросовестные действия других лиц) лишались собственного жилого помещения и снова становились нуждающимися в жилье. Поскольку государство не может эффективно ограничивать распоряжение собственником своим имуществом при отсутствии общего запрета, обеспечить разумное распоряжение сиротой полученным жильем не представлялось возможным.

Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам устанавливается региональным законодательством и муниципальными нормативными правовыми актами. Например, на территории Волгоградской области данный порядок регулируется Законом Волгоградской области от 15.12.2005 № 1147-ОД «O мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области»[11].

В настоящее время заявление на получение жилья необходимо подавать в орган опеки и попечительства, а также в орган местного самоуправления по месту жительства.

С изменением федерального законодательства с января 2013 года расходные полномочия по обеспечению жильем детей-сирот исполняет регион, предоставляя им государственное жилье, а также выделяя средства муниципалитетам на исполнение вступивших в силу судебных решений. Бремя финансирования данной социальной программы легло на плечи субъектов Российской Федерации.

Учитывая невозможность обеспечения жильем всех детей-сирот в течение одного финансового года, субъекты Российской Федерации перешли на планирование социальных расходов, в том числе путем принятия тематических социальных программ. Так, на территории Волгоградской области действует государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Волгоградской области на 2016—2020 годы»[12]. Одним из ожидаемых результатов ее реализации является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот в соответствии с требованиями законодательства, создание благоприятных условий для их социальной адаптации в современном обществе и повышение качества их жизни.

Основными путями формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот являются приобретение квартир на первичном и вторичном рынках жилья, строительство жилых домов и долевое участие в строительстве жилых помещений.

При реализации данного социального направления на уровне подзаконных актов федеральные и региональные органы государственной власти, в том числе служба судебных приставов, должны также руководствоваться актами Министерства юстиции РФ. Согласно ответу на вопрос 7 Информации Минюста России от 20.07.2015[13] не допускается замена предоставления жилья из специализированного фонда иными формами (способами) решения жилищной проблемы детей-сирот, например, предоставлением субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлением жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма. Важность данной нормы требует возведения ее в норму законодательного акта.

Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и региональным омбудсменам поступают многочисленные обращения граждан, связанные с обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2015 году к федеральному омбудсмену поступило более 200 обращений, касающихся указанной проблемы, из них 70% составляют жалобы на нарушение региональными органами государственной власти, должностными лицами требований законодательства по социальной поддержке детей-сирот в части предоставления им жилья по достижении 18 лет. При этом обращаются, как правило, совершеннолетние граждане, имеющие семьи, детей, но не получившие в свое время гарантированной помощи от государства[14].

До какого возраста сирота может рассчитывать на бесплатное жилье от государства: программа для детей и законы

Сиротам предоставляются квартиры из городского жилфонда. Помещения передаются в социальную аренду по договору на определенный период, после чего возможно бессрочное пользование.

Как сиротам получить жилье?

Государство гарантирует помощь самым незащищенным категориям граждан. Среди них – сироты. До своего совершеннолетия они находятся на полном обеспечении детских домов.

После выпуска из учреждений региональные власти обязаны выделить каждому нуждающемуся квартиру. Но зачастую получение жилья является невероятно сложной проблемой.

Предоставление жилья детям-сиротам в 2019 году – основания и закон

Специалисты администраций, ответственные за предоставление жилья выпускникам сиротских учреждений, принимают решения, согласно следующим законодательным актам:

Дети, не имеющие жилья, становятся в очередь ожидания с 14 лет. Если раньше после 23 лет из списка автоматически выбывали, то новые поправки наделили правом ожидать получения квартиры.

Определение сироты

Данный статус присваивается несовершеннолетним гражданам, которые потеряли своих родителей. Причины их исчезновения бывают разные:

  • смерть;
  • лишение прав;
  • утрата дееспособности;
  • отбывание тюремного срока;
  • тяжелое заболевание;
  • пропажа без вести.

Детям предоставляется право на государственную поддержку только после признания опекой ребенка сиротой и присвоения соответствующего статуса.

Основные законы и необходимость изменения в них: программа об обеспечении сирот жильем

С новыми поправками в законе, дети, являющиеся владельцами жилых помещений либо родственниками таких лиц, не могут пользоваться льготным получением жилья. Но если этим сиротам невозможно проживать на собственной территории или у родных людей, право на обеспечение помещением он не теряет. Однако сначала необходимо подтвердить наличие объективных причин.

Жилые объекты полагается распределять поочередно. В качестве основания для жительства подписывается договор социального найма. Документ действует всего 5 лет. Потом появляется возможность продлить соглашение на бессрочное время.

Кому положено жилье от государства

В законе говорится: если сироты не обладают собственным имуществом либо не могут переехать на места возможного проживания, они становятся претендентами на квартиры.

По нормам закона сироты обеспечиваются жильем из муниципального жилфонда, при условии его наличия. Вместо квартиры власти вправе выдать сертификат с целевыми средствами. Деньги разрешается расходовать только для покупки жилой недвижимости.

Ограничения по возрасту для обеспечения помещением для проживания

Новые изменения законодательства позволили сиротам, которым исполнилось 23 года, не выбывать автоматически из списка ожидания квартиры. Теперь потерять место в очереди можно, если молодой человек более не нуждается в государственном жилье по различным причинам.

Имущественные критерии и права

До выдачи жилплощади сироты проверяются на наличие других имущественных прав. Для этого выясняется:

  • имеет ли соискатель или его родственники помещение во владении / соц.аренде;
  • какие условия проживания у указанной категории граждан.

Ограничения, связанные с имеющимся жильем

Бывают ситуации, когда сироты не могут пользоваться той площадью, которой обладают они или их родственники. К вредящим обстоятельствам относят:

  • проживание с тяжело болеющим человеком;
  • нахождение рядом родителей, лишившихся прав на ребенка (соискателя жилья);
  • дом признан аварийным;
  • несоответствие санитарным нормам;
  • недостаточная площадь для нормального проживания.

Как реализуется предоставление жилья на практике

Решение жилищного вопроса начинается, когда сирота достигает положенного возраста – 18 лет. Дети могут встать на очередь раньше, если они получат полную дееспособность.

С новыми изменениями порядок передачи жилплощади стал более совершенным. Теперь полученную квартиру невозможно передать посторонним лицам.

Муниципалитет обеспечивает сирот квартирами по договорам найма на 5 лет. Только после истечения этого срока появляется право пользоваться жильем бессрочно.

Куда обратиться

Именно региональные власти обязаны обеспечивать сирот жилплощадью. Поэтому в субъектах самостоятельно разрабатывается порядок взаимодействия с сиротами, нуждающимися в квартирах. Эта работа поручается разным службам. Но обычно, за нее берется опека.

Документы надо собирать за один год до совершеннолетия либо сразу же после наступления этого возраста. Но лучше еще раньше в 14 лет, ведь власти принимая положительное решение, ставят сироту в очередь на получение жилья на будущий год. Если в области скудный жилфонд, то процесс затягивается на несколько лет.

Список и его формирование

В 2013 году Правительством РФ отменено выделение квартир без соблюдения очередности. Список формируется по общепринятому порядку из сирот, которые нуждаются в социальном жилье.

Процесс можно ускорить, если подать документы с наступлением 14-летнего возраста.

Заявление — порядок предоставления

Заявление составляется сиротой собственноручно в свободной форме, так как унифицированного бланка не существует. В документе обязательно указываются следующие сведения:

  • ФИО;
  • паспортные данные;
  • реквизиты справки, подтверждающей сиротский статус;
  • просьба о выделении жилплощади;
  • дата.

Какие документы нужны

В опеку сдаются следующие бумаги:

  • паспорт;
  • справка о составе семьи;
  • подтверждение сиротского статуса;
  • выписка из росреестра об отсутствии права собственности на недвижимость;
  • свидетельство о браке, рождении ребенка (если есть);
  • справка от работодателя / центра занятости или из образовательного учреждения.

Какие квартиры дают

Жилье положено выдавать в районе нахождения службы, поставившую ребенка на очередь. Квартирам полагается быть отдельными, а также санитарно и технически соответствовать разработанным нормам.

Сколько квадратных метров положено

Помещения выделяются в зависимости от состава семьи:

  • один человек – 36 кв.м.;
  • два – 42 кв.м.;
  • три и более – 42 кв.м. + 12 кв.м. на жильца.

Очередь для детей, оставшихся без попечения родителей

Учет сирот проводится опекой. Госслужащие обязаны тщательно осуществлять контроль над соблюдением жилищного права каждого ребенка.

Молодые люди получают квартиры, согласно общей очереди. Сначала сироты, стоящие в списке впереди, обеспечиваются жильем, затем следующие очередники имеют возможность получить новое жилье.

Кому полагается жилье вне очереди – новый закон о предоставлении

Право получения возникает в день совершеннолетия, т.к. именно в этом возрасте люди становятся полностью дееспособными. Однако ничто не мешает детям получить дееспособность раньше: жениться, трудоустроиться или стать индивидуальным предпринимателем.

Поправки в закон лишили сирот возможности получать жилье без очереди. Чтобы после наступления 18 лет обрести помещение быстрее, надо подавать заявление с 14 лет.

Порядок предоставления

Квартиры выдаются сиротам в социальный найм. Полученную площадь нельзя оформить на себя или передать третьему лицу. Соглашения заключаются на 5 лет, после истечения которых можно оформить квартиру в бессрочное пользование.

В случае отказа в помощи

В таких случаях необходимо составить жалобу и передать ее вышестоящему руководству или прокуратуру. Этот госорган контролирует деятельность исполнительной власти и обязан тщательно следить за порядком выделения сиротам жилых помещений.

Что делать, если не дают жилье, положенное по праву сироте

Во всех регионах случается, когда на всех не хватает квартир в жилфонде. Право на жилье есть и оно зарегистрировано, а помещений фактически нет. В такой ситуации остается ожидать окончания строительства домов.

Многие юристы советуют отправлять письма Президенту губернатору, градоначальнику, обращаться к региональным депутатам.

До скольки лет сирота может рассчитывать на жилье от государства и может ли получить после 23 лет?

Претендовать на выдачу жилых объектов недвижимости сироты могут даже полностью дееспособными и трудоустроенными. Раньше делалось возрастное ограничение до 23 лет, после наступления которых молодые люди теряли свое право. Новые поправки позволяют сиротам ожидать положенное жилье до фактического его получения, т.е. с исполнение 23-летнего возраста право больше не утрачивается.

Какие квартиры дают сиротам

Выделяемые помещения должны быть:

  • обособленными;
  • подключены к необходимым коммуникациям;
  • располагаться в районе проживания ребенка.

Сколько квадратных метров положено минимально

Относительно общей площади, нормы жилого объекта такие:

  • 1 человек – 36 кв.м.;
  • 2 – 42 кв.м.;
  • 3 и больше – 42 кв.м. + 12 кв.м. на каждого домочадца.

Согласно правилам, жильем полагается обеспечивать детей, своевременно заявивших о своей нуждаемости. Для передачи заявления установлен временной срок: с 14 до 23 лет. Госслужащие строго учитывают очередность. Сироты не выбывают из списков, пока им не предоставят положенное жилье.

Полезное видео

Проблемы правового регулирования обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: актуальные проблемы и возможные пути их решения

Проблемы правового регулирования обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: актуальные проблемы и возможные пути их решения

Problems of legal regulation of housing rights for orphans and children left without parental care: current problems and possible ways their decisions

Букина Полина Игоревна

Студентка ФГБОУ ВО ИрГУПС, г. Иркутск

Делегеоз Елена Геннадьевна

К.и.н., доцент кафедры Таможенное дело и правоведение

ФГБОУ ВО ИрГУПС, г. Иркутск

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные проблемы теории и практики применения законодательства о социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам обеспечения жилыми помещениями. Авторы анализируют пробелы жилищного законодательства об обеспечении жильем данной категории граждан, предлагаются возможные варианты совершенствования законодательства.
Annotation: In article actual problems of the theory and practice of application of the legislation on social protection of orphan children and children without parental support, concerning providing with premises are considered. Authors analyze gaps of the housing legislation on provision of housing for this category of citizens, possible options of improvement of the legislation are offered.

Ключевые слова: жилищные права, дети-сироты, социальная защита.

Keywords: housing rights, orphan children, social protection.

Есть много различных причин, которые препятствуют социальной адаптации бывших детдомовцев в обществе. Вследствие проведения социологических исследований, исследований в области психологии, юриспруденции было установлено, что самым эффективным способом и методом социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является наличие собственного жилья. Однако на сегодняшний день далеко не все дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечены жильем [1].

Читайте также:  Образец характеристики с места жительства от соседей: пример бытовой характеристики на жильца дома

Основной причиной этого является недостаточность нормативно-правового регулирования и слабый механизм реализации законодательства в данной сфере.

Нормативно-правовая база, регулирующая вопросы связанные с предоставлением жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, содержит Конституцию РФ, которая предусматривает право каждого ребенка на социальную защиту со стороны государства; Конвенцию о правах ребенка, одобренную Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, ратифицированную Верховным Советом СССР 13.06.1990 года и вступившая в силу для РФ 15.09.1990; Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ; Семейный кодекс РФ в части сохранения права собственности несовершеннолетнего на жилое помещение; Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1203 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения»; измененное Постановлением Правительства от 24.12.2012 №1390 «Об изменениях в Правила предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » и другие акты [1].

А так же Федеральный закон от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – ФЗ от 29.02.2012 №15-ФЗ), который вступил в силу с 1 января 2013 года. Этот ФЗ гласит, что Жилые помещения детям должны предоставляться из специализированного жилищного фонда для детей-сирот по договорам найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, после чего эти жилые помещения закрепляются за нанимателями на условиях бессрочного договора социального найма [3].

Сироты и дети, оставшимся без попечения родителей до 2013 года получали жилье по договорам социального найма во внеочередном порядке при окончании образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, возвращении из учреждений исполнения наказаний, завершении службы в армии, оставлении приёмной семьи, детского дома, прекращении опеки и попечительства (п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса) [3].

В качестве мер улучшения законодательства был изменен порядок предоставления жилого помещения. Ныне дети-сироты, дети, оставшихся без попечения родителей, а также лица из их числа по договору социального найма не имеют право на внеочередное получение жилья [3].

Раньше сирота, получавший жилье по договору социального найма, имел возможность незамедлительно приватизировать это жилье, приобретая право собственности. В дальнейшем в результате своих действий по распоряжению имуществом сироты могли лишиться собственного жилья по различным основания (неопытность молодых, незнание законодательства, недобросовестные действия других лиц и др.). И сироты снова становились нуждающимися в жилых помещениях. Так как правительство не имеет возможность действенно ограничивать распоряжение собственником своим имуществом при отсутствии общего запрета, то обеспечить разумное распоряжение сиротой полученным жильём не представлялось возможным [6].

Возможно, что данная проблема стала одной из ведущих оснований разработки проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (законопроект № 589209-5) [4].

ФЗ от 29.02.2012 №15-ФЗ решил целый ряд вопросов с повышением гарантий жилищного обеспечения детей-сирот:

  1. установление индивидуального порядка обеспечения жильем,
  2. закрепление на уровне закона единого правила для субъектов РФ о формирования списка детей-сирот, нуждающихся в жилищном обеспечении, основанного на том, чтобы заранее выявлять льготников и планировать средства, с целью приобретения специализированных жилых помещений в государственный жилищный фонд субъекта РФ,
  3. уточнение на уровне закона оснований нуждаемости детей-сирот в предоставлении жилого помещения, критериев признания нуждающимися (установления невозможности проживания в ранее закрепленном жилом помещении) с учетом жизненных обстоятельств, в которых могут оказаться дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,
  4. направленность на устранение государственной задолженности по жилищному обеспечению лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые не были обеспечены жильем до 01.01.2013 г., вне зависимости от возраста таких лиц,
  5. устранение риска утраты нанимателем права пользования жилым помещением на период социальной адаптации ребенка-сироты во взрослой жизни. Поэтому договор специализированного найма жилого помещения выступает как бы в роли промежуточного звена в решении жилищного вопроса таких граждан. Договор специализированного найма запрещает приватизацию жилья, не допускает выселение нанимателя из жилого помещения по любым причинам, гарантирует государственное сопровождение нанимателя в течение срока договора специализированного найма (введение элемента постинтернатного сопровождения детей-сирот, хотя система постинтернатного сопровождения детей-сирот не создана) [3].

Невзирая на целый перечень важных и действенных правовых гарантий, установленных с принятием ФЗ № 15-ФЗ, новый порядок предоставления жилья, не принял к сведенью все нужные моменты и не устранил инциденты, которые в рамках предыдущего подхода, разрешались с учетом практики ВС РФ и КС РФ.

Главное упущение нового порядка обеспечения жильем детей-сирот состоит в том, что законодатель не закрепил возможность применения норм о социальном найме к специализированному найму, исключая те ограничения, которые способствовали переходу на систему специализированного найма (запрет на приватизацию и отчуждение жилого помещения) [3].

Основные проблемы правового регулирования обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются следующие положения:

— не установлен срок, в течение которого дети по наступлении предусмотренных в законе обстоятельств, имеют право на получение жилья. Прежде в ст. 57 ЖК РФ учитывался внеочередной порядок обеспечения жильем, и несмотря на это образовывалась очередь по жилищному обеспечению. С 1.01.2013 г. функционирует иной порядок целевого предоставления жилья из специализированного жилищного фонда, который предполагает незамедлительное предоставление жилья при наступлении установленных обстоятельств [3]. Но за неимением закрепленного в законе срока вносит серьезную неопределенность в реализацию жилищной гарантии и дозволяет органам власти злоупотреблять своими обеспечительными функциями;

— до 1.01.2013 г., когда жилье предоставлялось детям-сиротам из фонда социального использования, согласно правовым подходам ВС РФ сформировалось правило обеспечения жилым помещением из расчета всех членов семьи ребенка–сироты. При переходе на новый порядок жилищного обеспечения правоприменительный подход был безосновательно скорректирован из-за изменения категории жилищного фонда на фонд, предназначенный специально для детей-сирот. В соответствии с определением КС РФ от 24.01.2013 г. № 120-О [5] новый порядок жилищного обеспечения предполагает предоставление жилого помещения только льготнику из расчета нормы предоставления на него. То есть, ФЗ № 15-ФЗ, который был направлен на увеличение правовых гарантий в области жилищного обеспечения детей-сирот, привел к ущемлению их прав в части размера предоставляемого жилья и обеспечения всей семьи ребенка–сироты жилым помещением. Такое конституционное истолкование нового подхода подтверждает ущемление в новом законе правовых гарантий детей-сирот по сравнению с ранее действовавшей редакций ЖК РФ и ФЗ № 159-ФЗ, что само по себе не может соответствовать Конституции РФ [3].

При этом такой подход вдвойне циничен в отношении детей, итак оставшихся без попечения родителей, и в обеспечении жилыми помещениями вынужденных оставаться одинокими гражданами. В то время как другие льготные категории граждан обеспечиваются постоянным жильем с учетом членов своей семьи. Безусловно, суть проблемы находится в тексте ФЗ № 15-ФЗ, в котором ясно не прописана норма предоставления жилья (сначала по договору специализированного найма, затем социального);

— не зафиксированы подобные социальному найму положения о плате за жилое помещение и возможности освобождения малоимущих нанимателей от платы за наем, а также установления размера платы как в социальном найме;

— хотя в ФЗ № 15-ФЗ и предписывается единый механизм формирования списка льготников, урегулирование этого вопроса отнесено к законодательству субъектов РФ. Практика учета детей-сирот в субъектах РФ до 1.01.2013 г. формировалась неодинаково, а упущения в работе органов опеки и попечительства, других специализированных органов, ответственных за выявление и учет льготников не всегда принимались как уважительная причина для восстановления права детей-сирот, лиц из их числа на жилищное обеспечение. Следовательно правило о том, что включение в список нуждающихся не может зависеть от действий самих льготников, а органы государственной власти в области защиты прав детей-сирот, в частности органы опеки и попечительства, обязаны предпринимать все меры по выявлению и включению ребенка в соответствующий список, должно найти закрепление на уровне федерального закона и одновременно реализовываться в региональном законодательстве;

— неточно сформулированы некоторые основания нуждаемости (невозможности проживания в жилом помещении), например связанные с проживанием в жилом помещении родителей, лишенных родительских прав. Невозможность вселения ребенка в ранее закрепленное за ним жилья определена судебным отказом в принудительном обмене жилого помещения, что вступает в противоречие с положением ст. 91 ЖК РФ о выселении из жилого помещения (а не обмене) лиц, лишенных родительских прав (при этом учитывая, что норма о выселении практически не применяется). Кроме того, принудительный обмен невозможен, если жилое помещение находится в собственности, а не на праве найма;

— отсутствуют основания нуждаемости подобные уже закрепленным в законе, в частности проживание в жилом помещении усыновителей, если усыновление отменено судом (это основание несколько отличается от проживания в жилом помещении родителей, лишенных родительских прав) и требуется установление прекращения права пользования помещением усыновителя или признание ребенка не приобретшим право пользования;

— необходимо установить основания нуждаемости при проживании ребенка-сироты в жилом помещении в общежитии или ведомственном жилищном фонде, статус которых не является определенным согласно ст. 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» (если указанные жилые помещения не переданы в ведение органов местного самоуправления, но находились в домах, принадлежавших государственными или муниципальным предприятиям либо учреждениям),

также не решен вопрос об учете жилых помещений, оказавшихся в пользовании или собственности детей-сирот на территории иностранного государства с целью установления нуждаемости в предоставлении жилья на территории РФ. Недоступность требуемой регламентации приводит к ущемлению прав детей-сирот, которые имеют жилые помещения за пределами РФ, и получающим на данном основании отказ в получении жилья на территории РФ. В то время как порядок проверки качества такого жилья отсутствует, а ребенок вынуждается к переезду за пределы РФ, не получая, как гражданин РФ, жилье на территории РФ [3,4].

В качестве мер, направленных на решение данных задач, надо совершенствовать законодательство РФ в области защиты имущественных и неимущественных (личных) прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для преодоления главного недостатка о не закреплении законодателем возможности применения норм о социальном найме к специализированному найму, кроме ограничений, которые были обусловлены целью перехода на систему специализированного найма, нужно разработать и принять правовой акт , определяющий механизм обеспечения сохранности помещений, находящихся в собственности или пользовании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Увеличить контроль за работой надлежащих органов по сохранению закрепленного жилого помещения за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей [6].

Для разрешения же вопроса об отсутствии срока, в течение которого дети по наступлении предусмотренных в законе обстоятельств, имеют право на получение жилья, а точнее для решения проблемы очередей, вызванных этой проблемой, возможно рассмотреть решение о разработке на региональном уровне механизма аренды жилья и финансовые средства для оплаты аренды временного жилья детям-сиротам [6].

Предварительно, необходимо обратиться к реализации возможностей Жилищного кодекса РФ по созданию жилищного фонда коммерческого использования. При этом следует принять во внимание, что Жилищный кодекс РФ определяет лишь существование фонда коммерческого найма. Более детально данный вопрос урегулирован в постановлении Правительства от 26.01.2006 г. № 25, утвердившем Правила пользования жилыми помещениями, в которых содержится раздел о пользовании жилым помещением по договору найма жилого помещения жилищных фондов коммерческого использования. Строительство домов фондов коммерческого использования может осуществляться как за счет местных средств, так и за счет инвесторов. Но применение указанных положений относительно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно сопутствоваться предоставлением соответствующих гарантий и компенсаций по оплате найма такого жилья.

Привлечение возможностей фондов коммерческого использования позволит повысить скорость обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, потому что отпадет необходимости ждать постройки дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенный в специализированный фонд [2].

И самое главное, по моему мнению, необходимо проводить разъяснительную роботу по вопросам реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязательно нужно проводить подготовку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к взрослой жизни; научить их, как не лишиться всего, что гарантируется законодательством; приучить заботиться о себе; принимать решения самостоятельно, так как у большинства из них вырабатывается иждивенческая позиция. Эта обязанность ложится на учреждения, где воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Соответствующее правовое воспитание перед выпуском из образовательного учреждения даст им возможность получить необходимые знания о своих правах, их гарантиях, о способах защиты прав, предусмотренных законодательством.

В соответствии с этим в законодательстве необходимо предусмотреть обязанность образовательных или иных учреждений, а так же приемных семей, где воспитывались дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по проведению работы по обеспечению жильем под контролем органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Данные предложения позволят решить все спорные и проблемные вопросы в каждом конкретном случае до достижения ребенком возраста 18 лет.

Можно сделать вывод, что решение рассматриваемых вопросов и изменений законодательства было необходимо давно. Но, лучше поздно, чем никогда. Сейчас же основной задачей является отрегулировать механизм реализации законов, чтобы дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, действительно были защищены государством и смогли понять, что собственное жилье – большое благо, и его необходимо ценить .

Ссылка на основную публикацию