Аудиовизуальное произведение как объект авторского права

Аудиовизуальные произведения как объекты авторского права

Рассматривая особенности правового регулирования музыкальных произведений, мы обратили внимание, что зачастую они являются сложными объектами. Аудиовизуальным произведениям по российскому законодательству отводится особое место в связи с множеством нюансов, касающихся как статуса самих объектов, так и режима авторских прав на него.

Общие положения

В соответствии с п. 1 статьи 1263 Гражданского кодекса РФ аудиовизуальное произведение – это такой вид произведения, который состоит из серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенный для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью технических устройств. Кроме того, в законе приводятся отдельные разновидности таких произведений: в частности, фильмы и иные объекты, полученные аналогичными способами (видеоклипы и т.д.).

Первую особенность таких произведений можно выделить из определения: творческий замысел авторов в данном случае направлен сразу и на зрительное, и на слуховое восприятие со стороны других лиц. Это отличает аудиовизуальные произведения от музыкальных, хотя и первые, и вторые являются сложными объектами.

Другая особенность указана в п. 2 ст. 1263 ГК РФ и касается того, что у аудиовизуальных произведений три автора. Рассмотрим, что это за категории лиц, проанализируем права авторов аудиовизуальных произведений:

  1. Режиссер-постановщик. Здесь есть важная особенность, и касается она разграничения статуса режиссеров как субъектов авторского права и смежных прав. Представим, что режиссер, приложив свои творческие навыки, принял непосредственное участие в создании фильма как аудиовизуального произведения. Он будет являться его автором. Вместе с тем отдельно в Гражданском кодексе сказано о режиссерах-постановщиках спектаклей (театральных, цирковых, кукольных, эстрадных и иных театрально-зрелищных представлений), о чем говорится в статье 1313 ГК РФ, которая касается исполнителей, как субъектов смежных прав. В отношении таких спектаклей закон не устанавливает для режиссеров авторских прав.
  2. Автор сценария. Это лицо, интеллектуальная деятельность которого была направлена на создание конкретного литературного произведения, здесь можно говорить об авторских правах на сценарий. Обратим внимание, что зачастую сценарии пишутся на основе какой-либо книги. В таком случае это будет производное произведение, и сценарист должен сперва получить согласие правообладателя книги на творческую переработку. Можно привести и такой пример: недавно в России был снят фильм «Воин», являющийся аналогом одноименного американского фильма. Автор оригинального сценария из США сообщил, что российская телекомпания не получила его разрешения на переработку сценария, что является явным нарушением интересов правообладателя.
  3. Композитор. Как сказано в законе, это лицо, которое специально создало музыкальное произведение (с текстом либо без него) для фильма. Вполне естественно, что соответствующая музыка придает фильму новые творческие оттенки.

К композиторам в законе применяется специальное правило, указанное в п.3 ст. 1263 ГК РФ: при публичном воспроизведении, ретрансляции фильма, если музыка также проигрывалась, у композиторов остается право требовать выплаты вознаграждений за незаконное использование музыкального произведения. Это говорит, прежде всего, о дополнительных гарантиях авторам музыкальных произведений.

Правовой статус продюсера

Особое внимание следует уделить продюсерам – лицам, которые в силу закона являются создателями сложного объекта (в частности, кинофильма). В ГК они также именуются изготовителями аудиовизуальных произведений, поскольку именно при их организационном, финансовом и творческом руководстве и был создан фильм. В силу п. 4 ст. 1263 ГК РФ изготовитель обладает исключительным правом на фильм в целом.

Обратим внимание, что зачастую в качестве изготовителей (продюсеров) выступают кинокомпании в форме юридических лиц. Так, если проанализировать, в частности, практику Московского городского суда, то видно, как компании подают иски о защите исключительных прав на собственные фильмы. См., например, определение Мосгорсуда №2и-89/2017 от 6 февраля 2017 года, где свои права отстаивало общество с ограниченной ответственностью «Капелла Фильм».

Вместе с исключительным правом закон наделяет продюсеров и личными неимущественными правами: так, они могут указывать свое имя (наименование) при использовании объекта. Это говорит о наличии у них права на имя наряду с правом авторства. Так, очень часто вначале голливудских фильмов зрителям демонстрируются логотипы кинокомпаний-правообладателей (например, всемирно известная заставка 20 th Century Fox).

Особенности статуса отдельных результатов интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения

Сразу обратим внимание читателей, что к аудиовизуальным произведениям применяются правила о сложных объектах. Следовательно, авторы объектов интеллектуальной собственности, входящих в состав сложного объекта, сохраняют свои авторские права на них. Это еще раз подтверждается в п. 5 уже упоминаемой нами 1263 статьи ГК РФ. Допускается лишь одно исключение, связанное со случаями, когда авторы простых объектов передали свое исключительное право по договорам. Например, исключительные права на саундтрек к фильму может приобрести кинокомпания-правообладатель.

Как мы уже выяснили, авторы простых объектов интеллектуальной собственности, сохраняя исключительное право, могут в полной мере отстаивать свои законные интересы, если будет факт нарушения. Так, в случае, когда третьи лица без согласия сценариста, например, воспроизведут его произведение, именно он может заявить о нарушении.

Аудиовизуальное произведение и авторское право

Диана Борисенко, аспирантка РГГУ, г. Москва.

Аудиовизуальное произведение является результатом творческой деятельности и охраняется нормами части четвертой ГК РФ. Его создание представляет собой финансово и технологически емкий процесс и включает в себя сразу несколько результатов интеллектуальной деятельности, что делает его сложным произведением.

Разберемся с понятиями

Нормы авторского права регулируют постоянно развивающуюся сферу общественных отношений. Если в начале двадцатого века ноты были единственной материальной формой закрепления музыкального произведения, то сегодня такое произведение может существовать на различных материальных носителях, в разных цифровых формах. Даже ноты могут быть объективированы не только на бумаге, но и в электронной форме. Количество способов использования объектов авторского права тоже постоянно растет и меняется, причем одновременно в составе одного произведения используется несколько объектов.

К сложным объектам относятся:

  1. аудиовизуальные произведения, в том числе кинофильмы (ст. 1263 ГК РФ);
  2. театрально-зрелищные представления;
  3. мультимедийные продукты;
  4. единые технологии (ст. 1542 ГК РФ).

Классическим примером одновременного использования нескольких объектов авторского права в составе одного произведения являются музыкально-драматические произведения (кинофильмы, театральные постановки). Тем не менее ни за сотни лет существования театра, ни сегодня в “телевизионно-виртуальном” обществе отечественная наука не выработала термина, который бы в полной мере отражал специфику таких объектов авторского права, которые являются неоднородными по своей структуре.

Как в иностранной, так и в отечественной литературе встречаются упоминания о разнородных составных произведениях. Когда говорится об аудиовизуальных, музыкально-драматических произведениях как о составных объектах, фактически имеется в виду, что это – сборники. Так, по мнению некоторых авторов, опера, балет, кинофильм – это сборники .

Семенова О., Николаева Е. Спорные вопросы соавторства // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2007. N 9. С. 13.

В законодательстве отсутствуют нормы, закрепляющие положение относительно “сборного” характера неоднородных произведений. Такая абсурдная ситуация возникла в результате отсутствия в авторском праве термина, способного отразить юридическую сущность таких неоднородных по структуре, но целостных по природе произведений (песня, аудиовизуальное, музыкально-драматическое произведение и т.д.).

Учитывая, что эти произведения искусства имеют широкое распространение и играют важную роль в современном обществе, необходимо разработать термин, который бы отображал их специфику как объектов авторского права. С этой целью предлагается рассмотреть понятие “сложное произведение”.

Данное понятие встречается в ст. 1240 ГК РФ. Так, лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, единой технологии), приобретает право использования указанных результатов на основании соответствующих договоров. То есть в данной норме речь идет преимущественно об аудиовизуальных произведениях.

К авторам аудиовизуального произведения как единого целого российский законодатель отнес только три категории авторов:

  • режиссера-постановщика;
  • автора сценария;
  • композитора, являющегося автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

Другие творцы, принявшие участие в создании аудиовизуального произведения, а также лица, чьи произведения вошли составной частью в аудиовизуальное произведение, но существовали до него, авторами аудиовизуального произведения не являются.

К аудиовизуальным относятся кинематографические, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и др.), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Аудиовизуальное произведение состоит из серии связанных между собой изображений, которые при просмотре с помощью специальных технических устройств создают иллюзию движения. Основным предназначением является зрительное восприятие. Но в наше время подавляющее большинство аудиовизуальных произведений имеет звуковое сопровождение. Отсюда и название аудио (воспринимаемые на слух) и визуальные (т.е. воспринимаемые зрительно) произведения.

Аудиовизуальные произведения не являются составным (сборным) произведением – объектом авторского права, регулируемым ст. 1260 ГК РФ. Это всегда сложные, комплексные, но единые по сюжету произведения, так как такой результат интеллектуальной деятельности существует только в целом, включает все творческие составляющие, без любого из них его объективно не существует, хотя многие элементы и могут быть использованы обособленно, отдельно. Например, неисключительное право на использование музыкального сопровождения к фильму передается по лицензионному договору другим лицам, и эти лица используют результат интеллектуальной деятельности в пределах, предусмотренных договором (неисключительная лицензия).

Однако использование отдельных произведений для создания аудиовизуального произведения не является их механическим сложением. Более того, такое использование не переделка, переработка отдельных произведений. Поэтому, по мнению большинства авторов, нельзя говорить, что при использовании аудиовизуального произведения в нем сохраняются и используются отдельные вошедшие в него произведения.

Характерным для российского законодателя является установление исчерпывающего перечня объектов авторского права, входящего в группу “сложных объектов”. Об этом говорят специалисты Исследовательского центра частного права России: “Во избежание чрезмерно широкого применения положений о сложном объекте в п. 1 ст. 1240 ГК РФ приведен исчерпывающий перечень таких объектов” .

Заключение Исследовательского центра частного права по вопросам толкования и возможного применения отдельных положений части четвертой ГК РФ // Вестник гражданского права. 2007. N 3. Том 7. С. 124.

Приведенный в ГК РФ перечень сложных объектов не содержит всех возможных вариантов неоднородных произведений, которые существуют сегодня (например, песни). Что уж говорить о тех новых видах результатов творческой работы, которые появятся в будущем.

Аудиовизуальное = сложное

Анализ сложных произведений позволяет выделить вполне очевидные характерные черты этих объектов, позволяющие отнести их к отдельной группе объектов авторского права. Проблема сложных объектов авторского права в юридической литературе исследовалась очень мало. Некоторые исследователи все же обращают внимание на феномен неоднородных по своей структуре произведений.

Так, исследуя вопросы соавторства на аудиовизуальное произведение, В.А. Дозорцев коснулся характеристики сложных объектов, которые называет “многослойными” или “комплексными” . Ученый пишет: “С развитием техники появились весьма сложные объекты, которые, как правило, просто не могут быть созданы одним лицом, к тому же они составляют продукт разнородной деятельности. Их формирование является результатом многослойного процесса, когда одни лица своей творческой деятельностью создают элементы, используемые на втором этапе уже другими лицами для комплексного объекта в целом. Правовой режим такого единого, но сложного, комплексного и многослойного результата, состоящего из множества разнородных объектов, должен обладать существенными особенностями. Многослойный интеллектуальный продукт существует в целом, включает все составляющие, без любого из них его объективно нет, хотя многие элементы могут быть использованы и обособленно, отдельно”.

Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сборник статей / Исслед. центр частного права. М., 2003. С. 146.

Из приведенных В.А. Дозорцевым бесспорных доводов можно сделать вывод, что сложный объект:

  • состоит из множества разнородных объектов;
  • существует в целом, и без любого из своих составляющих не существует;
  • составляющие сложного объекта могут использоваться отдельно.

Специалисты Исследовательского центра частного права России выделяют такие черты сложных произведений:

  • представляют собой единое целое (единый объект);
  • имеют сложный состав (структуру), образуемый из совокупности разнородных результатов интеллектуальной деятельности .

Заключение Исследовательского центра частного права. // Вестник гражданского права. 2007. N 3. Том 7. С. 124.

Действительно, в процессе создания, например, музыкального произведения с текстом в соавторстве усилия прилагают представители разных видов искусства – музыки и литературы. Поэт работает над словами и рифмой, которые являются элементами отдельного объекта авторского права – произведения литературы. Музыкант, в свою очередь, работает над вокальной партией, элементом музыкального произведения. Эти два объекта могут использоваться как вместе, так и раздельно. При этом текст не может признаваться частью музыкального произведения, так как он является результатом творческого труда специалиста другого вида искусства. Таким образом, они являются самостоятельными элементами произведения, которое включает неоднородные объекты.

Однако аудиовизуальное произведение является результатом деятельности нескольких лиц, направленной на создание именно целостного, состоящего из отдельных частей, сложного произведения. Несмотря на то что отдельно эти части могут стать предметом гражданских правоотношений, они все же призваны служить существованию единого произведения, единого объекта авторского права.

Хотелось бы обратить внимание еще на одну особенность сложного произведения. Все его части находятся в равном положении относительно друг друга, ни одна не является главной относительно других частей. Иными словами, с точки зрения авторского права, важна только способность элемента сложного произведения быть использованным самостоятельно от произведения в целом и от его других элементов (иметь самостоятельное значение). Так, либретто оперы может рассматриваться как самостоятельный элемент этого произведения. Об этом свидетельствует то, что оно может быть опубликовано в отдельных брошюрах, например.

С учетом вышесказанного сложное произведение – это произведение, в котором:

  • объединены произведения двух или более отраслей искусства (разнородные объекты авторского права);
  • каждая из частей такого произведения создавалась именно с целью создания целостного произведения;
  • каждая из частей произведения не является главной по отношению к другим;
  • части произведения могут использоваться как вместе, так и отдельно от других частей произведения (то есть иметь самостоятельное значение) .

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 3 т. / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М.: Инст. государства и права РАН, 2004. Т. 1. С. 400.

Таким образом, сложное произведение – это произведение, состоящее из разнородных частей – произведений разных отраслей искусства, каждая из которых не является главной относительно других частей. Эти части первично создаются как элементы целого объекта авторского права, но после достижения творческого результата могут использоваться как отдельные объекты авторского права. Исходя из приведенных отличительных черт сложного произведения, к примеру, музыкальное произведение не может быть сложным, так как его элементы имеют однородный характер, то есть принадлежат к одному виду искусства. Оно может быть делимым – в зависимости от количества музыкальных элементов, которые его составляют (мелодия, гармония, ритм). В то же время музыкальное произведение может быть частью сложного (оперы, песни) или аудиовизуального произведения (фильма).

Понятие “сложное произведение” является новым для авторского права. Однако его появление обусловлено практической и научной необходимостью. Применение данного термина на практике (например, при заключении авторских договоров) может значительно прояснить отношения, возникающие в процессе создания и использования объектов авторского права.

Подводя итог, можно сказать, что аудиовизуальное произведение является сложным, комплексным объектом авторского права, создание которого коренным образом отличается от создания иных объектов авторского права и представляет собой сложный финансовый и технологический процесс, характеризующийся необходимостью привлечения значительных материальных средств на стадиях создания и использования такого произведения, финансовыми рисками и ответственностью, а следовательно, необходимостью присутствия четко регламентированных терминов и правовых норм.

Аудиовизуальные произведения и их правовая охрана

В соответствии с нормами гражданского законодательства, на аудиовизуальные произведения распространяется правовая охрана, в рамках авторского права .

Аудиовизуальное произведение представляет собой систему изображений, которые связаны между собой со звуковым сопровождением, или без такового. Данное произведение предназначено для просмотра и прослушивания зрителем, слушателем, и воспроизводится с помощью специальных технических устройств. К ним относятся произведения кинематографа (например, фильмы).

Авторами произведения , которые имеют на него исключительные права, являются режиссер, постановщик, автор сценария, композитор . В связи с этим, аудиовизуальное произведение является нетрадиционным объектом авторского права, из чего исходят и особенности его правовой охраны.

Композитор, который написал музыку с текстом или без него для конкретного аудиовизуального произведения, имеет право получать вознаграждение за каждый факт исполнения такого музыкального произведения, или его части.

С развитием технологий, появились новые объекты , относящиеся к аудиовизуальным произведениям – объекты мультимедиа . Пока нет четкого закона, регулирующего правовые отношения в сфере интеллектуальной собственности на данный вид объектов, потому к аудиовизуальным произведениям применяются правовые нормы и положения закона о произведениях и исключительных правах на эти произведения . Тем не менее, они относятся к сложным объектам, так как состоят из многих составляющих.

Законодатель отнес аудиовизуальные произведения к сложным объектам, поскольку в состав одного произведения входят как графические, так и музыкальные произведения . В соответствие с этим, статьей 1240 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что исключительное право на сложный объект имеет то лицо, которое заключило договора об отчуждении исключительного права, или заключило лицензионные договоры с авторами и создателями каждой отдельной составляющей сложного произведения, в том числе аудиовизуального (кино, мультимедиа и т.п.).

Поскольку как уже упоминалось выше, и автор сценария, и режиссер, и создатель графических объектов сложного произведения имеет на него исключительное право на основании своего авторства, они имеют право отчуждать, или передавать во временное пользование свои исключительные имущественные права на созданное ими произведение какому-то конкретному лицу. Автор же результата интеллектуальной деятельности не может отчуждать и сохраняет за собой право авторства и все личные неимущественные права, связанные с этим созданным объектом.

Существуют особенности отчуждения исключительных прав на аудиовизуальное произведение. Так, то лицо, которое поспособствовало и организовало создание аудиовизуального произведения (собрало команду режиссеров, музыкантов, дизайнеров, заключило с ними определенные договора), впоследствии приобретает по договорам об отчуждении исключительных прав все эти права у лиц, участвовавших в создании данного произведения. Как правило, это сразу оговаривается сторонами до начала работы над созданием произведения, будь то фильм, или иное мультимедийное произведение.

Лицензионный договор заключается на весь период действия исключительного права на всей территории его распространения, и касается объекта, входящего в состав сложного произведения мультимедиа или киноленты, иного аудиовизуального произведения.

Законом охраняются и личные неимущественные права автора произведения или части сложного объекта аудиовизуального произведения. Так, автор имеет право требовать внесения указаний на объекте о его авторстве, или в процессе транслирования, другим способом публичного обнародования произведения, данных о том, что он является автором объекта.

В соответствии со статьями 1250-1252 Гражданского кодекса РФ, интеллектуальные, неимущественные и исключительные права на аудиовизуальные произведения подлежат защите и правовой охране .

К мерам защиты относятся:

  • возможность обращения в суд для пресечения и недопущения нарушения прав интеллектуальной собственности;
  • признание авторства, признание исключительного права;
  • восстановление правового положения лица, пострадавшего от правонарушения и посягательства на его имущественные личные неимущественные права как автора произведения, или правообладателя, компенсация ущерба (прямого и непрямого).

Также в случае рассмотрении дел о нарушении исключительных прав на аудиовизуальное произведение, могут изыматься образцы произведения у нарушителей, предметы материального мира – носители информации, копии произведений. Также суд имеет право публиковать решения, где указан факт нарушения и установлен настоящий правообладатель аудиовизуального произведения.

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронов Валерий Александрович, Борискова Марина Дмитриевна,

В настоящее время особо актуальным становится сфера изучения кинематографического искусства , объекты которого в авторском праве именуются аудиовизуальными произведениями . Рассматривая особенности аудиовизуальных произведений как объектов авторского права можно сказать, что они имеют достаточно сложный характер. Аудиовизуальным произведениям по российскому законодательству отводится особое место в связи с множеством нюансов, касающихся как статуса самих объектов, так и режима авторских прав на них.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воронов Валерий Александрович, Борискова Марина Дмитриевна,

Audiovisual works as objects of copyright

At present, the sphere of studying cinematographic art , whose objects in copyright are called audiovisual works , is becoming particularly relevant. Considering the features of audiovisual works as objects of copyright , we can say that they are quite complex. According to the Russian legislation, audiovisual works are given a special place in connection with a variety of nuances concerning both the status of the objects themselves and the copyright regime for them.

Текст научной работы на тему «АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА»

Аудиовизуальные произведения как объекты авторского права Audiovisual works as objects of copyright

Воронов Валерий Александрович

Студент 4 курса Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н.Г. Столетовых РФ, г. Владимир e-mail: voronov23-val@yandex. ru

Voronov Valeriy Aleksandrovich

4th year students Vladimir state University named after A. G. and N. G. Stoletovs Of the Russian Federation, Vladimir e-mail: voronov23-val@yandex. ru

Борискова Марина Дмитриевна

Студентка 4 курса Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н.Г. Столетовых РФ, г. Владимир e-mail: Boriskovamarina97@mail.ru

Boriskova Marina Dmitrievna

4th year students Vladimir state University named after A. G. and N. G. Stoletovs Of the Russian Federation, Vladimir e-mail: Boriskovamarina9 7@mail.ru

Научный руководитель Сальникова Анастасия Владимировна

к.и.н., доцент кафедры «Финансовое право и таможенная деятельность»

Юридического института ВлГУ «Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н.Г. Столетовых» e-mail: salnikova-av@mail.ru

Scientific adviser Salnikova Anastasia Vladimirovna

Candidate of Historical Sciences Associate Professor of the Department “Financial Law and Customs Activities”

Law Institute of VlSU “Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs ” e-mail: salnikova-av@mail.ru

В настоящее время особо актуальным становится сфера изучения кинематографического искусства, объекты которого в авторском праве именуются аудиовизуальными произведениями. Рассматривая особенности аудиовизуальных произведений как объектов авторского права можно сказать, что они имеют достаточно сложный характер. Аудиовизуальным произведениям по российскому законодательству отводится особое место в связи с множеством нюансов, касающихся как статуса самих объектов, так и режима авторских прав на них.

At present, the sphere of studying cinematographic art, whose objects in copyright are called audiovisual works, is becoming particularly relevant. Considering the features of audiovisual works as objects of copyright, we can say that they are quite complex. According to the Russian legislation, audiovisual works are given a special place in connection with a variety of nuances concerning both the status of the objects themselves and the copyright regime for them.

Ключевые слова: аудиовизуальные произведения, авторское право, правовой статус, кинематографическое искусство.

Key words: audiovisual works, copyright, legal status, cinematographic art.

Авторское право – представляет собой один из институтов гражданского права, отношения, регулируемые им, связаны непосредственно с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

Авторское право представляет собой самостоятельный институт, который решает ряд задач:

– охрана имущественных и личных неимущественных прав, а также законных

– обеспечение нормативно-правовой базы, которая обеспечивала бы благоприятные условия для создания произведений;

– массовое использование произведений обществом

Авторское право регулирует те отношения, которые возникают в результате производства и распространения результатов интеллектуальной деятельности, вне трудовых процессов. При этом создаваемые произведения неразрывно связаны с авторами, именно поэтому данные права носят исключительный характер. В итоге, данные обстоятельства оказывают значительное влияние на нормативно-правовое регулирование правоотношений, определяя нормы авторского права в достаточно самостоятельное подразделение.

Сегодня авторское право является наиболее актуальной отраслью права, так как регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения, возникают в результате создания произведения автором, у которого в свою очередь возникают авторские права на данное произведение, что будет являться основанием для заключения авторских договоров.

Аудиовизуальное произведение – это такой вид произведения, который состоит из серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенный для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью технических устройств. Кроме того, в законе приводятся отдельные разновидности таких произведений: в частности, фильмы и иные объекты, полученные аналогичными способами (видеоклипы и т.д.).

Первую особенность данного вида произведений можно характеризовать из определения – творческий замысел авторов направлен сразу на зрительское и на слуховое восприятие со стороны других лиц. Именно эта черта отличает аудиовизуальные произведения от музыкальных, несмотря на то, что оба объекта авторского права являются сложными.

Следующая особенность касается авторов аудиовизуальных произведений. В соответствии с п. 2. Ст. 1263 ГК РФ законодатель выделяет следующие категории лиц, которые являются авторами аудиовизуальных произведений:

1. Режиссер-постановщик. Здесь можно выделить важную сторону, которая касается разграничения статуса режиссеров как субъектов авторского права и смежных прав. Можно представить, что режиссер, приложив свои творческие навыки, принял непосредственное участие в создании фильма как аудиовизуального произведения. Он будет являться его автором. Вместе с тем отдельно в Гражданском кодексе сказано о режиссерах-постановщиках спектаклей (театральных, цирковых, кукольных, эстрадных и иных театрально-зрелищных представлений), о чем говорится в статье 1313 ГК РФ, которая касается исполнителей, как субъектов смежных прав. В отношении таких спектаклей закон не устанавливает для режиссеров авторских прав.

2. Автор сценария – лицо, интеллектуальная деятельность которого направлена на создание определенного литературного произведения, здесь можно говорить об авторских правах на сценарий. В

настоящее время участились случаи, когда сценарии пишутся на основе какой-либо книги. В таком случае это будет производное произведение, и сценарист должен сначала получить согласие правообладателя книги на творческую переработку.

3. Композитор – это лицо, которое специально создало музыкальное произведение (с текстом либо без него) для фильма. Само собой, что соответствующая тема музыки придает фильму новые творческие оттенки. В отношении данной категории лиц закон предусматривает специальное правило, указанное п. 3. Ст. 1263 ГК РФ, которое предусматривает, что у композиторов остается право требовать выплаты вознаграждения за незаконное использование музыкального произведения при публичном воспроизведении, ретрансляции фильма, если музыка также проигрывалась. Это говорит, прежде всего, о дополнительных гарантиях авторам музыкальных произведений.

Что касается правового статуса продюсера, то особое внимание следует уделить – лицам, которые в силу закона являются создателями сложного объекта (в частности, кинофильма). В ГК они также именуются изготовителями аудиовизуальных произведений, поскольку именно при их организационном, финансовом и творческом руководстве и был создан фильм. В силу п. 4 ст. 1263 ГК РФ изготовитель обладает исключительным правом на фильм в целом. Следует отметить, что зачастую в качестве продюсеров выступают кинокомпании в форме юридических лиц.

Вместе с исключительным правом закон наделяет продюсеров и личными неимущественными правами, так они могут указывать свое имя (наименование) при использовании объекта. Это говорит о наличии у них права наряду с правом авторства. Примером может служить, всемирно известная заставка 20thCentury Fox.

В аудиовизуальном произведении могут использоваться, в частности, следующие самостоятельные объекты интеллектуальных прав:

– сценарий аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель

– литературное произведение, положенное в основу сценария (объект авторского права; первоначальный правообладатель – писатель – автор произведения);

– режиссура аудиовизуального произведения (объект смежных прав; первоначальный правообладатель

– музыкальное произведение, специально созданное для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – композитор и поэт (если музыкальное произведение с текстом);

– музыкальное произведение, вошедшее составной частью в это аудиовизуальное произведение, но созданное ранее и не специально для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – композитор и поэт (если музыкальное произведение с текстом);

– художественное произведение, специально созданное для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – художник, художник-оформитель);

– художественное произведение, используемое в этом аудиовизуальном произведении (вошедшего составной частью в него), но созданное ранее и не для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – художник);

– исполнение роли, чтение, пение и иное исполнение в этом аудиовизуальном произведении, осуществленное в процессе создания этого произведения (объект смежных прав; первоначальный правообладатель – артист-исполнитель);

– иные произведения, создаваемые в процессе работы над аудиовизуальным произведением (первоначальные правообладатели – оператор-постановщик, художник-постановщик и др.).

Рассматривая аудиовизуальные произведения, необходимо подчеркнуть, что ознакомление с некоторыми авторскими произведениями происходит на основе визуального и звукового восприятия творческого результата, но указанное все же не позволяет признать их аудиовизуальными произведениями. Одна из главных черт аудиовизуального произведения, пожалуй, заключается в том, что восприятие данного вида авторских произведений осуществляется исключительно «с помощью соответствующих технических устройств». И если другие разновидности произведений, которые признаются объектами авторского права, могут быть использованы как непосредственно (например, живое исполнение произведения), так и посредством технических средств (сообщение по кабелю записи произведения), то аудиовизуальные произведения могут восприниматься только благодаря специальной технической аппаратуре. Это объясняется тем, что аудиовизуальное произведение существует в форме видеозаписи (магнитной, цифровой и т.п.). Для признания произведения «аудиовизуальными» большее значение имеет форма выражения творческого результата, нежели его содержательная сторона.

Действительно, видеозапись является одной из допускаемых законом объективных форм воплощения результатов творчества, подлежащих признанию в качестве объектов авторского права. В форме видеозаписи могут быть представлены не только аудиовизуальные, но и зафиксированы иные авторские произведения (драматические, музыкально-драматические и др.). Особенность же аудиовизуальных произведений заключена в том, что видеозапись служит единственно возможной формой их существования.

Характеризуя аудиовизуальное произведение, следует указать на еще одну особенность данного объекта авторского права. Аудиовизуальное произведение как «совокупность мыслей, идей, образов» автора получает свое материальное отражение благодаря особым, свойственным кинематографии изобразительно-выразительным средствам. При этом творческий характер приобретает не только содержание. Творческая индивидуальность проявляется в форме произведения.

Цель создателя аудиовизуального произведения состоит не в простой механической фиксации происходящих событий или действий при помощи камеры, а – в реализации творческого замысла посредством присущих кинематографическому искусству приемов. Поэтому запись для аудиовизуального произведения – не средство фиксации творческого результата, а способ выражения образов автора.

Итак, аудиовизуальное произведение – это авторское произведение, предназначенное для зрительного и слухового восприятия с помощью специальных технических средств, состоящее из определенного набора, последовательно связанных между собой кадров и изображений с сопровождением звука. Несмотря на сложный характер данного вида объекта интеллектуальной собственности, аудиовизуальное произведение как разновидность авторского произведения представляет собой результат творчества, относящийся к области искусства (главным образом кинематографического искусства).

Список используемой литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-Ф3 (ред. от 08.12.2011) // Российская газета. – 22.12.2006;

2. Право интеллектуальной собственности: учебник. С. 137-145.

3. Агаджанян А. Понятие и признаки аудиовизуального произведения // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2011. № 8. С. 69-76.

4. Лукьянов Р.Л. Определение правового режима видеозаписи // Информационное право. 2010. № 1. С.

5. Мазур Е.А. Кинофильм и иные аудиовизуальные произведения как элементы сложного объекта авторских прав // Юридический мир. – М.: Юрист, 2011, № 11. С. 49-51.

6. Орлов Д.М. К вопросу об особенностях правового статуса авторов аудиовизуального произведения // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 19-21.

Аудиовизуальное произведение как объект авторского права

Согласно определению ГК РФ, аудиовизуальное произведение представляет собой фильмы, музыкальные клипы и иные продукты подобного характера. Права на аудиовизуальное произведение приобрели особое значение в период распространения медиакультуры.

Основные сведения

Прогресс соцсетей, веб-платформ, видеохостингов предоставляет любому желающему возможность размещать информацию, копировать ее и производить обмен файлами. К тому же каждый человек способен стать автором видео, музыкального трека и т. д.

Обратной стороной данного процесса стали два фактора – пиратство (нелегальное размножение развлекательного материала и его распространение) и плагиат. Эти факторы наблюдаются в шоу-бизнесе, сфере кинематографа, научной области.

Характеристики аудиовизуального произведения

Особенность аудиовизуального произведения заключается в том, что оно формируется из серии изображений, которые зафиксированы на определенном носителе. Наблюдается взаимосвязь изображений. Иногда присутствует звуковое сопровождение.

Воспроизведение аудиовизуального продукта требует наличия специализированной техники.

Стандартный пример аудиовизуального произведения – это фильм. Он состоит из следующих характеристик:

  • сформирован из ряда изображений;
  • изображения зафиксированы на определенном типе носителя информации;
  • продукт представляет собой перечень кадров, которые в совокупности формируют единое целое;
  • бывает полнометражным (длительность – от 52 минут) и короткометражным.

Право создателей аудиовизуального продукта

Создатели аудиовизуального произведения делятся на несколько категорий.

  1. Режиссер-постановщик. Он будет создателем фильма, если интенсивно участвовал в его создании и съемках. Что касается режиссеров-постановщиков эстрадных, цирковых и иных подобных представлений, то они не являются авторами произведения. Об этом утверждает ст. 1313 ГК РФ.
  2. Сценарист. Это создатель сценария, который в своей работе основывается на художественной книге. После того как фильм вышел в прокат, сценарист приобретает права на разработанный текст. Однако перед этим он заключает договор с правообладателем художественного произведения. Если подобное соглашение не заключалось, то авторские права нарушаются.
  3. Композитор. Это специалист, чья сфера деятельности связана с созданием музыкальных произведений. Они могут содержать текстовую составляющую и разрабатываться специально для фильма, мультфильма, сериала и т. д. Композиторы вправе требовать вознаграждение за свой продукт, если его используют при публичного показа кинофильма и при ретрансляции – по телевидению, радио. При этом просмотр фильма дома вместе с друзьями и семьей не считается публичной демонстрацией. Все это указывается в ст. 1270 ГК РФ – «Исключительное право на произведение».
  4. Продюсер. Это лицо, которое несет ответственность за финансирование и организацию создания аудиовизуального произведения. Оно обладает полным правом на весь фильм. Продюсерами выступают как отдельные личности, так и юридические лица – государственные компании, общества, организации, союзы, министерства. Ст. 1240 ГК РФ содержит исчерпывающий перечень прав продюсера. Так, он обладает правом на имя: в титрах либо заставках фильма должна быть его фамилия, наименование юрлица и т. д.

Право на части итогового аудиовизуального продукта

Произведение состоит из следующих частей:

  • название;
  • персонажи фильма/мультфильма;
  • отрывки из продукта, незавершенные части.

При этом персонажи могут иметь разнообразные варианты существования:

  • письменная;
  • устная;
  • объективно-пространственная;
  • в форме видео либо аудио.

Требуется, чтобы персонаж представлял собой самостоятельный итог творческого труда своего создателя.

К персонажам относятся кукольные либо динамически нарисованные образы героев, которые зафиксированы на неком информационном носителе и собираются в единый аудиовизуальный ряд. Необходимо, чтобы у персонажей были разработаны отличительные признаки, благодаря которым их легко было бы узнать:

При выполнении всех вышеперечисленных требований создатель персонажа, чьи права были нарушены, вправе составить исковое заявление и направить его в суд. В процессе заседания он сможет взыскать компенсацию за нарушенные права.

Если кто-либо нанес изображение персонажа на кружку, подушку, футболку и т. д., не уведомив об этом правообладателя, то данное лицо совершает правонарушение.

Но в некоторых ситуациях использование части аудиовизуального произведения человеком либо организацией, не обладающей правами на данный продукт, вызывает споры и расхождения во мнениях.

Ст. 1274 ГК РФ содержит пункт, посвященный свободному использованию аудиовизуального произведения в таких целях:

  • культурные;
  • научные/информационные учебные;
  • пародийные.

ГК РФ дозволяет разрабатывать музыкальные, литературные и иные произведения, основываясь на оригинальном продукте. Автор-пародист при этом вправе публиковать созданный продукт и демонстрировать его. Ему необязательно получать согласие правообладателя оригинального произведения. Также он не должен выплачивать ему вознаграждение.

Вследствие этого правообладатель оригинального контента не вправе запрещать создавать карикатурные произведения на свой продукт. Но он может инициировать судебное разбирательство, если пародия наносит ущерб его репутации.

Примеры нарушения авторских прав

Sex and City

Данный бренд стал популярным вследствие сериала, отснятого на основе одноименной книги (русское наименование – «Секс в большом городе»). С 2007 года «Парлан» издавала на территории РФ журнал, который назывался «Sex and the City».

Организация объяснила его тем, что производитель сериала – Home Box Office Inc – уже владеет всеми правами на указанный бренд.

После этого данное постановление было подтверждено в Арбитражном суде столицы и апелляционной судебной инстанции. Спустя год журнал стал выпускаться под названием SnC и принадлежит ARTCOM Media.

Her Morning Elegance

Как-то раз представители сотового оператора «Билайн» получили порицания в нарушении прав правообладателя, когда выпустили рекламный ролик под названием «Бесценный номер».

Пользователи сети, просмотрев ролик, сразу поняли, что его создатели полностью «своровали» идею и ее реализацию с клипа на песню певца Орена Лави «Her Morning Elegance». В сюжетах просматриваются различия, однако основные части были полностью заимствованы.

После разразившегося скандала ОАО «Вымпелком» предприняло попытки удалить ролик из телевизионного эфира, а представители сотового оператора «Билайн» – из интернета. Последнее оказалось непосильной задачей: сплагиаченный ролик чуть ли не мгновенно распространился по сети, и даже сегодня любой желающий может с ним ознакомиться.

«Warrior»

В 2015 году в России был выпущен фильм «Воин». Ранее в Штатах в прокат вышел фильм с точно таким же сюжетом и названием – «Warrior». Одни источники утверждают, что автор оригинального сценария не заключал договора с российскими продюсерами, другие – что права на сценарий все-таки были приобретены.

Как бы то ни было, фильм получил множество отрицательных оценок от зрителей.

Заключение

Аудиовизуальное произведение – комплексный продукт, состоящий из множества частей. Он разрабатывается благодаря творческим усилиям многих создателей. Отечественное и зарубежное законодательство защищают права авторов подобных произведений.

Но современное правовое регулирование как определенных частей произведения, так и всего продукта в целом является противоречивым. Судебная практика данной сферы нуждается в совершенствовании и развитии.

Пирамида прав на аудиовизуальное произведение: с какого момента можно считать себя продюсером

Закон.Ру – официально зарегистрированное СМИ. Ссылка на настоящую статью будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. Пирамида прав на аудиовизуальное произведение: с какого момента можно считать себя продюсером [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2018. 24 мая. URL: https://zakon.ru/blog/2018/05/23/piramida_prav_na_audiovizualnoe_proizvedenie_nebolshoj_kommentarij

Примечательно, что аудиовизуальное произведение, являющееся сложным объектом, включающим несколько самостоятельных объектов авторских и смежных прав (п. 1 ст. 1240 ГК РФ), в целом отнесено к объектам авторских прав (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). При этом в законе закреплено, что авторами аудиовизуального произведения являются (1) режиссер-постановщик, (2) автор сценария и (3) композитор, являющийся автором музыкального произведения, которое создано именно для этого аудиовизуального произведения (п. 2 ст. 1263 ГК РФ); исключительные права на аудиовизуальное произведение в целом принадлежат продюсеру (п. 4 ст. 1263 ГК РФ); авторы самостоятельных произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение (почему-то в законе не упоминаются иные правообладатели), сохраняют исключительные права на эти объекты, если они не передали их продюсеру.

Подобная «многослойность» прав сама по себе вызывает вопросы, и с учетом скромности объема нормативного материала, посвященного отношениям по поводу аудиовизуального произведения, заставляет дать некоторые комментарии.

В аудиовизуальном произведении могут использоваться, в частности, следующие самостоятельные объекты интеллектуальных прав:

сценарий аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – автор сценария);

литературное произведение, положенное в основу сценария (объект авторского права; первоначальный правообладатель – писатель – автор произведения);

режиссура аудиовизуального произведения (объект смежных прав; первоначальный правообладатель – режиссер-постановщик);

музыкальное произведение, специально созданное для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – композитор и поэт (если музыкальное произведение с текстом);

музыкальное произведение, вошедшее составной частью в это аудиовизуальное произведение, но созданное ранее и не специально для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – композитор и поэт (если музыкальное произведение с текстом);

художественное произведение, специально созданное для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – художник, художник-оформитель);

художественное произведение, используемое в этом аудиовизуальном произведении (вошедшего составной частью в него), но созданное ранее и не для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – художник);

исполнение роли, чтение, пение и иное исполнение в этом аудиовизуальном произведении, осуществленное в процессе создания этого произведения (объект смежных прав; первоначальный правообладатель – артист-исполнитель);

иные произведения, создаваемые в процессе работы над аудиовизуальным произведением (первоначальные правообладатели – оператор-постановщик, художник-постановщик и др.).

Исходя из сказанного, а также положений ст. 1263 ГК РФ, субъектный состав правообладателей применительно к каждому аудиовизуальному произведению может включать, по меньшей мере, четыре группы правообладателей. Это:

– авторы аудиовизуального произведения в целом: согласно п. 2 ст. 1263 ГК РФ к ним относятся (1) режиссер-постановщик; (2) автор сценария; (3) композитор – автор музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения;

– обладатели прав на объекты, специально созданные для этого аудиовизуального произведения или в процессе работы над ним: по смыслу п. 5 ст. 1263 ГК РФ к ним, в частности, относятся (1) артисты-исполнители; (2) оператор-постановщик; (3) художник-постановщик; (4) поэт – автор текста для музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения; (5) художник и (или) художник-оформитель – автор художественного произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения;

– обладатели прав на объекты, используемые в этом аудиовизуальном произведении, но созданные ранее и не специально для этого произведения: по смыслу п. 5 ст. 1263 ГК РФ к ним, в частности, относятся (1) писатель – автор литературного произведения, положенного в основу сценария; (2) композитор и поэт – авторы музыкального произведения, созданного ранее; (3) художник – автор художественного произведения, созданного ранее;

– продюсер (изготовитель) аудиовизуального произведения, т.е. лицо организовавшее создание аудиовизуального произведения (далее – продюсер).

В соответствии с п. 1 ст. 1228, ст. 1240 и п. 4 ст. 1263 ГК РФ продюсер признается не автором аудиовизуального произведения, но обладателем исключительных прав на аудиовизуальное произведение в целом, если иное прямо не вытекает из договора, заключенного им с авторами аудиовизуального произведения. Это положение обусловлено тем, что изготовление (организация создания) аудиовизуального произведения требует от продюсера не творческой деятельности, а организации процесса производства и прежде всего аккумулирования прав на все результаты интеллектуальной деятельности, которые используются в аудиовизуальном произведении.

В соответствии с п. 1 ст. 1240 ГК РФ продюсер приобретает право использования объектов интеллектуальных прав на основании:

– договоров об отчуждении исключительного права (по общему правилу они заключаются в отношении объектов, специально созданных для этого аудиовизуального произведения или создаваемых в процессе работы над ним (абз. 2 п. 1 ст. 1240 ГК РФ));

– лицензионных договоров (они заключаются при использовании в этом аудиовизуальном произведении какого-либо объекта интеллектуальных прав, созданного ранее и не для этого произведения, но вошедшего в него составной частью (абз. 3 п. 1 ст. 1240 ГК РФ)).

Необходимо подчеркнуть, что права продюсера на аудиовизуальное произведение могут возникнуть только при условии заключения подобных договоров. На это обращает внимание и О.В. Калятин: «Исходя из п. 1 ст. 1240 ГК РФ, лицо, организовавшее создание сложного объекта, должно заключить договоры об отчуждении исключительного права или лицензионные договоры с обладателями исключительных прав на объекты, использованные в составе сложного объекта, причем заключение таких договоров является предварительным условием приобретения права на сложный объект (выделено мной. – М.Р.). Для режиссера-постановщика, автора сценария и автора музыкального произведения каких-либо изъятий не установлено (более того, п. 4 ст. 1263 ГК РФ отсылает в части определения прав на аудиовизуальное произведение к ст. 1240 ГК РФ), а это означает, что продюсер должен заключить договоры на приобретение требуемых прав и с ними»[1].

Изложенное позволяет сделать следующий вывод. Лицо признается обладателем прав на аудиовизуальное произведение в целом при условии, что им заключены договоры в отношении прав на все объекты исключительных прав, использованные в этом аудиовизуальном произведении. Причем речь идет не только об объектах, специально создаваемых для этого аудиовизуального произведения или в процессе работы над ним, но и созданных ранее, не для этого произведения, но вошедших составной частью в него.

Заключение физическим или юридическим лицом договоров в отношении только части объектов авторских и смежных прав, использованных в этом аудиовизуальном произведении, не позволяет рассматривать такое лицо, как приобретшее исключительные права на аудиовизуальное произведение в целом. Такое лицо будет правообладателем лишь соответствующих самостоятельных объектов авторских или смежных прав.

P.S. IP CLUB лента новостей в сфере интеллектуальной собственности и Digital Law в

[1] Научно-практический комментарий судебной практики в сфере защиты интеллектуальных прав. М.: Норма, 2014. С. 257 (автор комментария – О.В. Калятин).

Читайте также:  Сингулярное правопреемство и универсальное правопреемство в гражданском праве: что это такое
Ссылка на основную публикацию